|
вот, Фрейд (пишет Юнг) разрабатывал достаточно интровертивную концепцию психики,
выводя ее динамику и проблемы из детского травматического опыта, и основным
двигателем психики считал либидо (сексуальное влечение), то есть что-то
внутреннее для человека. А у Адлера, наоборот, основной двигатель психики – это
стремление к власти и управление людьми. По этому поводу Юнг рассказывает: "Я
оказался в затруднительном положении. Ко мне пришел клиент. Когда он о себе
рассказал, то я понял, что его комплекс, то есть его проблема, с одной стороны,
может быть проинтерпретирована и каким-то образом скорректирована с позиций
психоанализа Фрейда. Но, с другой стороны, все, что он рассказывал, могло быть
воспринято и проинтерпретировано глазами психологической теории Адлера. Нельзя
же предположить, что к Фрейду ходят одни невротики, а к Адлеру – другие."
Так вот, я стою как раз на противоположной к Юнгу точке зрения. А
именно, я верю в то, что какими теориями, какими методиками терапевт владеет,
как он мыслит себе своего пациента, такой пациент к нему и приходит – в
основном.
Иногда, правда, приходит, так сказать, черный пациент – как бывает
черный учитель. Он приходит, когда внутреннее "я" психолога решает проявить
свою творческую активность, и хочет, чтобы он расширил свое представление о
психологии. Тогда является клиент, от которого не отвяжешься, и который ни к
одной из имеющихся у данного психолога концепций не подходит, и как лечить его,
совершенно непонятно. И это означает, что психологу пришла пора расширять свои
представления о психологической теории и практике.
Так что если вы хотите быть более или менее защищенными и войти в эгрегор
психотерапии не на основаниях дилетанта или любителя (хотя, может быть, и
весьма способного и удачливого в каких-то частных случаях), а на правах
устойчиво стоящего на ногах члена сообщества (эгрегора) практических психологов,
то вам, конечно же, надо знать основные известные в ваше время психологические
теории и практики, хотя бы просто понимая их как факт жизни ноосферы, то есть
сферы знаний Земли, и как факт подсознания каждого человека, потому что
ноосфера отражается в каждом индивидуальном подсознании целиком. Другими
словами, у каждого человека есть части психики, которые функционируют по тем
законам, которые описываются соответствующей психологической теорией, если она
общепринята или хотя бы широко распространена.
Психология и психотерапия. Теперь давайте немного поговорим о
психологии и о ее предмете. Предмет психологии это человек и гуманитарные
отношения, то есть отношения между людьми. Любая психологическая концепция
предполагает (явно или неявно) определенное видение человека и мира, систему
представлений о том, что такое человек, какие у него есть части, и как они
взаимодействуют. Можно изучить очень много психологических концепций, но в
результате получится большая эклектика, потому что каждая из них подразумевает
свое миропонимание и мировосприятие.
Что здесь важно? Мировоззрение психотерапевта, то есть его взгляды на
мир в целом, на законы кармы, его жизненная философия, его жизненные позиции,
его ценности, его взгляды на человека, на процесс психотерапии, его
представления о том, какие бывают клиенты, как с ними надо строить отношения,
этика его отношений, его взгляд на других психологов, – все это, естественно,
не проговаривается во взаимодействиях с клиентом или обсуждается с ним в
минимальной степени, но оказывает на него большое влияние. Если вы (не дай Бог,
конечно) получаете физическую травму и с переломом ноги вас доставляют в
хирургическую клинику, то вам очень мало дела до того, каково мировоззрение
вашего хирурга. Вас интересует, чтобы он технично сделал то, что он должен
сделать: обработал рану, правильно составил кости, наложил гипс, сделал повязку
и т. д. Психика хирурга вас волнует только в той степени, чтобы он должным
образом сосредоточился на вашем поврежденном члене.
Однако ситуация, когда клиент приходит к психотерапевту, совершенно
иная. Разговор между ними так или иначе идет на уровне мировоззрения, на уровне
мировосприятия – даже если по своему непосредственному содержанию он совершенно
конкретен, причем для клиента всегда априорно важно, как психотерапевт смотрит
на процесс терапии как таковой. Что вообще должен делать психотерапевт, какая
его задача? Тут возможны совершенно разные отношения, разные позиции и взгляды
– как клиента, так и психотерапевта. Я обо всем этом буду рассказывать, а
сейчас только обозначаю темы, которые мы будем с вами обсуждать. Я еще раз
подчеркиваю, что не обязательно мировоззрение психотерапевта, его отношение к
процессу терапии, к клиенту, обозначается в словах. Однако оно оказывает
воздействие на клиента сразу: вот он зашел в кабинет и все, сразу что-то начало
происходить, сразу начался интимный контакт. И это всегда в первую очередь
контакт двух мировоззрений – даже если психотерапевту совершенно неинтересно
разбираться с мировоззрением клиента. Может, у клиента никакого мировоззрения и
нету. В одной из книг В. Леви, например, описывается такая весьма конкретная
дама. (Владимир Леви – это писатель, на книгах которого училось мое поколение
стихийных психотерапевтов, и я не исключение.)
В одной из его книг есть такой сюжет. Приходит к автору женщина,
рассказывает свою проблему (нелады с мужем) и в заключение заявляет: "Но вы,
доктор, имейте в виду: никакого подсознания у меня нет. (Хотя, пишет автор, он
ее об этом не спрашивал.) И у меня никакого сознания нет. А есть у меня здравый
смысл. И этот смысл мне говорит, что еще одна пьянка – и я от него уйду".
Клиент может считать, что у него нет ни подсознания, ни сознания, ни
мировоззрения, но в действительности (точнее говоря, с точки зрения
психотерапевтического эгрегора конца ХХ века) у него все это есть – но им не
осознано. И его неосознанное мировоззрение входит в контакт с мировоззрением
|
|