|
переменить тон и тему разговора, так что его собеседник на какое-то время
забудет, о чем они говорили, и вернуться к прежней теме ему окажется очень
нелегко.
Работа. Человек муладхары это не обязательно каскадер или
путешественник-первооткрыватель новых земель, хотя это, вероятно, является его
мечтой. Его привлечет взаимодействие с людьми, когда каждый день появляются
новые и новые; любая работа, в которой есть творческий элемент и не нужно
застревать подолгу на одном и том же; деятельность, которая требует полной
самоотдачи и постоянного риска. Он очень не любит работать “на дядю” и во все,
что принимается делать, погружается целиком, даже если это впоследствии
принесет ему большие страдания; впрочем, он погружается целиком и в свои
страдания, и в болезни.
Ответственность. Способен ли он привязываться к чему-то? Во всяком случае, он
этого никогда не покажет, и признаться в этом даже самому себе ему чрезвычайно
трудно. Ему кажется, что все что угодно можно чем-то заменить; это может быть
признаком отсутствия ответственности. Может ли человек муладхары быть
ответственным? Вопрос острый, в том числе и для него самого; во всяком случае,
принимая на себя ответственность, он никогда не признается, что это для него
серьезно. Легче всего ему взять ее на себя как бы играя, как нечто
несущественное. “О чем тут говорить?” - легко скажет он, принимая на себя
обязательства, которые другого человека погрузят в мрачно-сосредоточенное
уныние, заставят согнуть голову и плечи. Ему легче принять вариантную
ответственность, то есть взять на себя обязательство сделать что-то, а если это
что-то не получится, то сделать что-то другое. Если таких вариантов у него
три-четыре, то психологическая нагрузка на него резко падает.
Для него морально тяжела не ответственность сама по себе, а предопределенность
той ситуации, которую надо поддерживать для того, чтобы исполнить взятые на
себя обязательства; если же у него будет несколько вариантов развития этой
ситуации, и он не будет привязан к какому-то одному из них, ему будет гораздо
легче: у него всегда должно быть ощущение свободы, свободы выбора хотя бы из
двух, а лучше из трех-четырех вариантов.
Добродетели и пороки. К числу его добродетелей относится умение мгновенно
собраться и выложиться до конца, но при этом не привязываться ни к чему, умение
реализовать свободу выбора, умение быть творческим в ситуациях, когда никакому
другому человеку не придет в голову, что есть еще какие-то дополнительные
варианты выбора или способы рассмотрения затруднительной ситуации. К числу
отрицательных его качеств следовало бы отнести коварство, непоследовательность,
неуместную и несвоевременную инициативу, неумение довести до конца начатый план,
сохраняя все условия, которые были оговорены. Творчество для него ключевое
понятие; может быть, иногда он вместо него употребит какое-нибудь другое
выражение, например, свобода поведения, а творчество он понимает как постоянное
изобретение каких-либо качественно новых идей, переживание качественно новых
для себя ощущений, преодоление непривычных трудностей, которые он, не скупясь,
для себя создает и с непонятно откуда берущимся энтузиазмом преодолевает.
Следует, однако, иметь в виду, что качественно новые идеи в жизни любого
человека, в том числе в жизни человека муладхары, возникают достаточно редко, и
даже если они качественно новы для него самого, это не значит, что они будут
интересны другим. Тем не менее, рядом с ним нередко интереснее, чем с другими
людьми: он развлекает хотя бы своими безобразиями или бесчинствами.
Неожиданность, непредсказуемость, дерзость - вот характерные черты его
поведения, рядом с которыми поведение людей других уровней кажется иногда
скучноватым, по крайней мере, ему самому. Ему трудно идти ровно, он предпочтет
скакать; если он идет в горы, он непременно пройдет по краю скалы, да еще и
заглянет вниз, полезет под водопад и попытается провести ночь в самом зловещем
ущелье из всех имеющихся в данном горном районе.
Свободу он понимает, в первую очередь, как личную свободу, то есть
независимость от ограничений окружающей среды; впрочем, он и не очень озабочен
теми ограничениями, которые она на него пытается наложить, но будь он чуть
повнимательнее к среде, это был бы уже человек не муладхары, а какого-то иного
уровня.
Его связи, в том числе и с другими людьми, не видны, их как бы и нет, они
случайны, так же как случайны его связи с прошлым и будущим, с тонким и плотным
планами. Лишь иногда они возникают и проявляются воочию, и тогда с ними уже
ничего не сделаешь и на миг они кажутся необыкновенно сильными и даже вечными,
так что им приходится подчиняться, и человек муладхары на секунду оказывается в
рабстве у той или иной ситуации, у того или иного своего знакомого; однако эта
“секунда”, которая длится день или (в редких случаях) месяц, проходит, и связь
обрывается (иногда как будто сознательным усилием самого человека, хотя чем
именно она ему мешает, окружающим непонятно; ему же она мешает как таковая,
поскольку ограничивает для него возможность перейти в иное состояние и в иную
реальность). Это не означает, что он свободен, например, от травматических
воспоминаний своего детства, приходящих к нему в форме невроза, но этот
невротический симптом воспоминаний о тяжелых детских переживаниях, делающих
мучительными те или иные ситуации в настоящем, приходит, когда захочет, и
уходит так же, то есть помимо всякого контроля со стороны человека муладхары,
причем приходит с необыкновенной яркостью и живостью, так что преодолеть его
совершенно невозможно; связь с прошлым кажется совершенно непреодолимой до тех
пор, пока она не разрывается полностью, после чего прошлое на время уходит в
абсолютное небытие.
К слабым местам человека муладхары следует отнести, в первую очередь,
|
|