|
обнаружился как одна из форм или частей единого мира, а на аджне стал символом
одного из мировых качеств, - этот самый объект может стать не только одним из
качеств мира, но его средоточием, центром, фокусом. При этом, естественно, мир,
сфокусированный на данном объекте, или увиденный через данный объект, сильно
меняется в зависимости от того, какой объект находится в его фокусе; поэтому
количество способов видения мира неограниченно, и в то же время это всегда один
и тот же мир, просто увиденный с разных точек зрения, из разных позиций. В роли
этой позиции, точки сборки по К. Кастанеде, то есть способа видения, и
выступает сахасрарный объект.
В качестве примера представим себе семью, в которой только что родился младенец.
Для отца новорожденный является одной из форм семейного мира, то есть
находится на вишудхе; в глазах бабушки, у которой есть другие внуки, он может
находиться на аджновском уровне, то есть являться символом одной из граней
семейного бытия; но для своей мамы, для которой сейчас в мире нет ничего, кроме
новорожденного, он находится в фокусе мира, и именно через него, через призму
его интересов она воспринимает весь остальной мир, как свою семью, так и
пространство за ее пределами. Все, что происходит вокруг, мама рассматривает с
точки зрения младенца и его настоящей и будущей судьбы, а все, что не касается
младенца прямо или косвенно, просто-напросто ею не замечается или откладывается
до момента, когда эта связь обнаружится. Все члены семьи моментально
переименовываются в соответствии с их родственным отношением к новорожденному:
ее муж становится отцом, мама - бабушкой, знакомые, приходящие в дом - дядями и
тетями и т.д. Некоторые матери из преданности своему ребенку, как они ее
понимают, абсолютно все взрослые дела, обстоятельства и отношения переводят на
детский язык. Например, фраза из взрослого мира: “Он хочет ее как женщину”, - в
переводе на этот язык может прозвучать так: “Она понравилась ему не как девочка,
а как тетенька”.
Среды, окружающей сахасрарный объект, как таковой не существует. Существует мир,
состоящий из одного-единственного объекта и подробностей, граней существования
и аспектов жизни этого объекта. Нет ничего, отделенного от него или выходящего
за его пределы: мир и есть данный объект. Он никак не дифференцируется, ни на
качества, ни на формы, - последние существуют лишь потенциально: они пока что
не проявлены, но если они будут проявлены, то это будут качества и формы
данного объекта.
Человек сахасрары
Сильное включение сахасрары заставляет человека воскликнуть: “Я - Бог!” - и это
его восклицание абсолютно искренне, потому что именно так он себя ощущает. Он
действительно, реально ощущает себя Богом, который породил этот мир и следит за
его существованием, хотя такие подробности, как качества и формы этого мира,
для него сейчас несущественны: важен лишь момент мистического отождествления с
Единым Высшим Существом: “Я есть Он”.
Карма. Закон причин и следствий на уровне сахасрары видится как несуществующий,
поскольку не существует отдельных моментов времени, отдельно взятых сюжетов,
поскольку время, пространство и бытие слились в едином и нерасчленяемом
единстве, а говорить о причинах и следствиях можно лишь тогда, когда
пространство разделено на формы и элементы, когда существует время, в частности,
прошлое, настоящее и будущее, а при сильном включении архетипа сахасрары
ничего этого нет - точнее, все это существует потенциально, но не актуально.
Вера человека сахасрары тотальна. Это означает, что никакой альтернативы его
психическому состоянию не существует; в частности, у него нет и не может быть
никаких сомнений, поскольку его психическое состояние захватывает его целиком.
В общем это состояние тотального харизматического лидера, который являет людям
Бога в своем лице, и ничуть не менее того. Ему подчинена логика, то есть истина
есть то, что он говорит, независимо от того, что именно он говорит и какими
выразительными средствами он пользуется, и ему подчинены все виды энергии - они
суть не что иное как аспекты или формы его проявлений, и даже излишне говорить
о том, что они ему полностью подчинены; они появляются как различные способы
разворачивания его сущности.
Более слабое включение сахасрары дает расположение фокуса мира не на себе, не
на собственной личности, а на ком-то или чем-то еще, на определенном человеке
или объекте. Любимым героем человека сахасрары в таком случае будет человек,
сосредоточивающий в себе весь мир, например, полновластный король, малейшее
желание которого тут же исполняется; если речь идет о богах, то это верховный
бог, Вседержитель (всевластный и никому не подчиняющийся) Зевс. Но все же
греческий пантеон имеет скорее аджновский, нежели сахасрарный характер; ближе к
сахасраре находится невидимый еврейский Бог Иегова, самое имя Которого нельзя
произносить, или индуистский Абсолют, безличное Брахмо, находящееся за
пределами времени и пространства, Великая Потенциальность, частным проявлением
которой является Вселенная.
Психология. Если смотреть на человека сахасрары со стороны, то зрелище это
довольно тяжелое. Он, как говорится, неотвлекаем: у него есть определенный
фокус его внимания, определенный объект (иногда это он сам), на который он
смотрит и считает его наиважнейшим и наиглавнейшим, причем все попытки уточнить,
почему же это так, оканчиваются провалом. Он может бесконечно говорить о
качествах любимого объекта, поработившего фактически все его внимание,
поглотившего все его силы, подчинившего себе всю его жизнь - но главное для
человека сахасрары не качества этого объекта, а он сам; самым сладким словом
для него будет имя этого объекта, и это имя он будет произносить так, что вы
поймете, что за этим объектом для него скрыт весь мир целиком.
С человеком сахасрары труднее всего иметь дело в случае, когда этим фокусом его
|
|