|
уровне человек вишудхи ощущает высочайший уровень своей ответственности за
формы, которые он творит, за тот замысел, который он воплощает и за инструменты,
которыми он пользуется. Последнее относится и к инструментам, находящимся в
его внутренней реальности: он заботится о своем внутреннем мире и его ресурсах
ничуть не в меньшей степени, чем о внешних действиях, зная, что резонанс от
любой выстроенной и пристроенной им формы прозвучит по всему миру и отразится
во многих и многих его местах и изменит его совершенно - хотя, может быть, и не
сразу.
Глава 6
Аджна
Архитектура Осени. Расположенье в ней
Воздушного пространства, рощи, речки,
Расположение животных и людей,
Когда летят по воздуху колечки
И завитушки листьев, и особый свет -
Вот то, что выберем среди других примет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И вся природа начинает леденеть.
Лист клена, словно медь,
Звенит, ударившись о маленький сучок.
И мы должны понять, что это есть значок,
Который посылает нам природа,
Вступившая в другое время года.
Н. Заболоцкий
Аджновский объект. Освоившись на уровне вишудхи, человеку естественно задаться
вопросом: чего же еще? Разве может быть в жизни более высокая миссия, более
ответственное предназначение? Однако пафос вишудхи, заключающийся в оформлении
предметного мира, несколько, а порой и весьма существенно, затуманивает единую
мысль, которая породила этот мир, и его качественное наполнение, то есть набор
качеств, которые являются первичными по отношению к предметам и формам. Поэтому
подъем на аджну это, с одной стороны, абстрагирование, отход от предметного
содержания мира, но в то же время и приближение к его глубинному смыслу и
значению.
Итак, аджна представляет нам мир как набор проявленных в нем качеств, или,
говоря на психологическом языке, модальностей, которые являются достаточно
абстрактными для того, чтобы иметь возможность проявиться в любой области и
материализоваться в любом объекте.
Качества аджны отличаются от качеств свадхистханы. В случае свадхистханы
качества данного объекта будут свойственны ему и среде в целом, но не всей
окружающей среде и не всем ее объектам. В случае аджны под качеством понимается
универсальное, или мировое, качество, которое может быть проявлено в разных
видах, но область его распространения никак не ограничена: это, фактически,
весь мир.
Что же такое в этом случае аджновский объект? Во всяком случае, он не является
конкретной формой мира. Если внешне он выглядит как конкретная форма,
конкретный предмет, то он должен представать как символ определенного качества.
Так, например, конкретный кусок бирюзы, поднятый до аджновского уровня, может
выступать как символ бирюзового цвета, который, в свою очередь, представляет
одну из вибраций универсального спектра, представляющего собой жизнь
вибрирующей Вселенной.
Другими словами можно сказать, что аджновский объект представляет собой один из
ракурсов видения мира, не исключающий при этом других возможных ракурсов; это
как бы качественная точка зрения на мир, который мыслится как единый,
постижимый и постигаемый с этой точки зрения. Если сравнить мир с горой, то
вишудховский уровень представляет различные ее участки, камни, растения как
отдельные формы, в то время как аджновский уровень преподносит нам эту гору,
увиденную целиком, но с определенного направления, или в определенный сезон,
или взятую в определенном плане, например, с точки зрения заключенных в ней
минералов и других полезных ископаемых.
Таким образом, аджновский объект представляет собой аспект, ракурс, качество,
способ видения единого мира, рассматриваемого целиком. Например, существует
феномен, когда наиболее яркое и самое знаменитое произведение искусства,
написанное в определенном жанре, становится не только образцом, но и символом
этого жанра, и это соответствует его переходу с вишудхи на аджну. Так, “Ромео и
Джульетта” В. Шекспира - не просто драма о любви двух молодых людей, но (для
европейской культуры) символ любовного произведения как такового. Аналогично,
автомобиль сам по себе в глазах социума является вишудховской формой, но
некоторые автомобильные марки становятся символом принадлежности их хозяев к
определенному социальному слою, то есть представляют собой транспортное
средство, символизирующее определенное качество жизни.
Что в таком случае является средой для аджновского объекта, представляющего
определенное качество? Средой для него служат не формы, в которых может быть
реализовано это качество, а другие качества, родственные ему, и вместе
составляющие полную систему, описывающую единый мир. Поэтому объект вишудхи
объекту аджны не конкурент: первый всегда локализован во времени и пространстве,
второй же, наоборот, как бы покрывает все время и все пространство, придавая
им определенную окраску. Другой аджновский объект, другой символ может давать
|
|