|
манипурном уровне совершенно предметно, включая в себя состав и строение
объекта. Крайняя точка зрения на карму здесь состоит в том, что конкретные
события и поступки вызывают к жизни другие конкретные обстоятельства и события
- в этой жизни или в следующих. Менее крайняя точка зрения состоит в том, что
различаются как бы малые поступки, влияние которых на последующую карму
невелико, по крайней мере, до их достаточного накопления, и большие поступки
или события, которые влияют на будущую карму непосредственно, как таковые. В
частности, опыт, накопленный в данном воплощении, без изъянов и искажений
передается как подсознательный опыт следующего воплощения: например, то, что
человек долго и с трудом осваивал тогда, он легко (словно вспоминая) учит
теперь; аналогично, искушения, которые были когда-то пройдены и проработаны,
уже не являются в виде больших соблазнов, и человек проходит мимо них
практически равнодушно, как бы имея в виду предыдущий опыт и не нуждаясь в его
повторении.
Карма на манипуре редко предстает сама по себе на уровне элементарных событий;
чаще всего у человека возникает необходимость в подробно разработанной схеме
(карте) тонкого мира, каждый из слоев которого имеет свою особую карму, и в
зависимости от того, на каком уровне человек находится, он общается с
сущностями, населяющими соответствующий план тонкого мира, и его карма
реализуется при их участии. Над одним человеком, к примеру, постоянно веет
крылами ангел-хранитель, защищающий его своими двумя (или шестью) крылами, а
над другим беснуется демон-разрушитель, активно вмешивающийся как в его психику,
так и во внешнюю жизнь, энергично разрушая все созидательные планы своего
подопечного.
Умеренный вариант веры человека манипуры заключается в том, что Бог и Его
ангельское воинство создают определенную структуру тонкого мира, поддерживающую
плотный, но не определяющую его развития с точностью до конкретных деталей. В
этом, то есть в деталях и оттенках деятельности, человек свободен, но в целом
его жизнь определяется его миссией, то есть индивидуальным жизненным
предназначением, которое определяется еще до его рождения, и выйти за его
пределы невозможно.
В соответствии с главным структурным пафосом манипуры, ее вера с наибольшей
яркостью проявляется по отношению к процессу познания мира. Находясь в центре
этого мира, человек манипуры обычно не ставит никаких пределов или
принципиальных ограничений своему познанию: он убежден, что он может познать
как себя, так и внешний мир, разобрав их на элементы и найдя связи между ними,
и после этого сможет создать такой способ адаптации, или такую искусственную
среду, которая удовлетворит любую его прихоть. Это вера человека, обладающего
кубиками и считающего, что из этих кубиков он может создать любое сооружение,
отвечающее его вкусам; мысль о том, что в достаточно сложной системе появляются
жизнь и самоорганизация, далеко выходящие за пределы тех идей, которые были в
эту систему первоначально заложены, на уровне манипуры еще не появляется. Зато
идея воздаяния здесь может быть представлена гораздо богаче, чем на
свадхистхане и тем более на муладхаре: человек манипуры понимает, что, разрушив
важный элемент структуры окружающей среды, он может вызвать к жизни несообразно
большие последствия, подобно тому, как падение маленького камешка в горах может
привести к большому камнепаду; и его ответственность за свое поведение в
окружающей среде и потребность в ее понимании и органичной в ней адаптации по
сравнению с предыдущими уровнями существенно возрастают.
На манипуре возможны сложные представления не только о тонком мире, но и о
потустороннем существовании. Например, здесь вероятны идеи об иерархическом
устройстве потустороннего мира: его делении на рай, чистилище и ад, причем ад
может (подобно тому, так, как это описывается в тибетском буддизме, у А. Данте
или у Д. Андреева), в свою очередь, подразделяться на различные слои, куда
человек попадает в зависимости от качества и количества своих прегрешений.
Логика человека манипуры богата и разнообразна. Он вводит основные кирпичики -
логические утверждения, относительно которых известно, справедливы они или
ложны, и ловко соединяет их разнообразными логическими связками: и, или, но, не
- составляя целые тексты, назначением которых является убеждение собеседника в
том, во что верить ему совершенно не хочется. Характерной чертой манипурной
логики является комбинирование в одной и той же логической цепочке фактов и
соображений, имеющих качественно разный характер - с точки зрения вишудхи, вещь
недопустимая, но для манипуры совершенно нормальная. С манипурной точки зрения,
нет разницы между сильным и слабым аргументами, а есть лишь разница между
истинными и ложными посылками, и, забывая о том, что логика является не более,
чем грубой моделью мира и жизни, человек манипуры склонен увлекаться и, не имея
должного контроля, незаметно для себя приходить к совершенно абсурдным, хотя,
возможно, логически безупречным выводам.
С другой стороны, манипура дает возможность выработать определенную культуру
мышления, например, умение не путать прямого утверждения с обратным или посылки
со следствием, а это, особенно если смотреть с уровня свадхистханы, уже много.
Энергия манипуры это в первую очередь энергия структуризации, например,
способность разобрать кучу зерен по сортам, отделить пшеницу от плевелов и т.п.
Другой вид манипурной энергии необходим для того, чтобы выстроить иерархию,
подобрать структуру, в рамках которой удачно расположится данная организация
или удобно упорядочится семейная жизнь. Необходимость в манипурной энергии
появляется у первоклассника, который после достаточно аморфной детской жизни
попадает в почти взрослый распорядок дня, характеризующийся определенными
занятиями и временной сеткой для них. Отдыхать не когда отдыхается, а когда
надо, заниматься, когда не хочется и чем не хочется, ложиться спать по
|
|