|
является поставщиком как элементов манипурного объекта, так и каналов связи
между ними, так что с ней приходится выстраивать очень сложные отношения и
рассматривать ее не только с точки зрения качеств, которыми она обладает (как в
случае свадхистханы), но и с точки зрения элементов, из которых она состоит, и
связей, существующих между этими элементами, то есть принимать во внимание
структуру окружающей среды, хотя ее постижение на манипурном уровне возможно
лишь весьма приблизительно, и говорить о сколько-нибудь полной картине
элементов и связей в окружающей среде здесь еще не приходится: пока что эти
связи как-то осознаются и поддерживаются лишь в самом объекте.
Для манипуры, как и для первых двух уровней, то есть для муладхары и
свадхистханы, характерно представление о том, что объект является центром
окружающей среды, и все процессы обмена между ним и окружающим пространством
рассматриваются с его точки зрения, а вся остальная среда располагается как бы
вокруг объекта, в чем-то доброжелательная и благодетельная, в чем-то -
враждебная и разрушительная.
Развитие объекта, усложнение его функций, увеличение количества подсистем и
совершенствование связей между ними - все это происходит не только по воле
самого объекта, но и как результат его взаимодействия со средой, так что
эволюция манипурного объекта напрямую связана с необходимостью сначала
выживания в среде, а затем более полной и глубокой к ней адаптации, и эта
эволюция не беспредельна: в какой-то момент она кончается переходом на уровень
анахаты, рассматриваемый в следующей главе. Однако пока объект находится на
манипурном уровне, его отношения со средой строятся по вполне определенным
правилам и законам, которые автор попытается описать ниже.
Как же выглядит среда глазами манипурного объекта? Приводимое ниже описание в
чем-то перекликается с наивно-материалистическим взглядом на природу, который
разрабатывался и был общепринят в XIX и XX веках в кругах ученых-позитивистов и,
возможно, знаком русскому читателю по учебникам диалектического материализма
(раздел “Познание мира”).
С точки зрения манипурного объекта, окружающая его среда состоит из
разнообразных элементов, которые сами объединяются в различного рода объекты,
причем количество элементов и объектов в окружающем пространстве не так велико,
они могут быть в существенных для нашего объекта чертах поняты, познаны и так
или иначе обезврежены и приспособлены к нуждам его существования. В окружающей
среде есть разнообразные ресурсы, с которыми нужно уметь умело распорядиться;
сама по себе она достаточно агрессивна и разрушает объекты менее ловкие, низко
организованные и малоадаптивные, не умеющие создавать гибкие структуры,
управляющие их поведением и взаимодействием друг с другом и с окружающим миром.
На манипурном уровне понятие экологии становится более содержательным, чем на
свадхистханном (напомним, что на муладхаре его вовсе не существует). Здесь, на
манипуре, экология понимается как создание облагороженной, приближенной к
нуждам объекта окружающей среды в его непосредственной окрестности; чем ближе к
объекту, тем более дружелюбна к нему должна быть среда; чем дальше от объекта,
тем меньше усилий на нее тратится, и ее собственные обстоятельства принимаются
во внимание во все меньшей степени. Таким образом, если свадхистханный способ
адаптации к среде это создание зверем логова, а птицей - гнезда, то манипурный
способ в большей степени свойственен человеку: он строит ирригационные каналы,
культивирует злаки, приручает собаку, охраняющую его жилище, корову, дающую
молоко, и овцу, приносящую шерсть, мостит дороги, по которым легче
передвигаться, - словом, создает все то, что мы называем словом цивилизация.
Человек манипуры
Религиозность. У человека манипуры Бог редко бывает один; или, если Он один, у
Него есть сложная, иерархически распределенная система обязанностей. Но чаще Он
берет на Себя высшие, самые важные функции, а менее важные поручает полубогам
или ангелам, которых тоже может быть много разновидностей, начиная от высших,
которые сидят по правую и левую руку от Него на Его престоле, и кончая низшими,
которые общаются непосредственно с плотным миром и человеком.
В соответствии с тремя основными модальностями времени, Бог выступает в
различных ролях, или ипостасях: как Создатель мира, как Бог, сохраняющий мир и
как Бог, разрушающий мир. Как правило, Бог выступает попеременно в мужской и
женской ипостасях и в них исполняет совершенно различные функции.
Манипурный Бог весьма благожелательно относится к сложным иерархическим
структурам, склонен их созидать и поддерживать; когда же они отживают свое и
перестают исполнять возложенные на них обязанности, Он их разрушает: либо Сам,
либо активизируя враждебную для них окружающую среду. Нередко манипурный Бог
выступает в виде Закона, регулирующего жизнь плотного плана во всех ее
проявлениях, в том числе и на предметном уровне. На манипуре впервые появляется
идея связи тонкого и плотного планов, в частности, прямого общения человека и
Бога, и становится возможной эзотерическая картина мира, включающая в себя
тонкий и плотный планы и их взаимодействие (например, в форме связывающих их
друг с другом информационно-энергетических каналов, подробно описанных в книге
автора “Эзотерическая астрология”).
Манипурная религиозность в своих крайних проявлениях доходит до полного
фатализма, то есть убеждения человека, что абсолютно все, что происходит в мире,
подчинено прямой Божественной воле, и никакой свободы воли у человека нет.
Менее крайняя точка зрения заключается в том, что часть Своей свободы Бог
отдает человеку и другим живым существам, и они, используя эту свободу,
воздействуют на мир - но с учетом их воздействия, развитие мира все-таки
однозначно определено с точностью до судьбы его мельчайшей частицы.
Другими словами, карма как закон причин и следствий воспринимается на
|
|