|
человек манипуры в этическом или моральном смысле выше, чем человек
свадхистханы, а последний выше человека муладхары: в действительности в жизни
каждого человека случаются моменты активизации каждого из семи эволюционных
архетипов (уровней), и то, какие из них активизируются чаще, как правило,
свидетельствует о природной предрасположенности человека, а не о добром или
злом его умысле и намерении. С другой стороны, каждой ситуации присущи
определенные вибрации, и рассмотрение ее под несвойственным ей углом зрения
ведет к ее сильному искажению, а если человек на этом регулярно настаивает, то
и на искажении его собственной судьбы. Поэтому умение распознать вибрации,
уровни, архетипы, управляющие данной ситуацией, хотя и относится к числу
эзотерических, то есть не поддающихся слишком конкретному и определенному
определению, годному для использования компьютером, тем не менее в жизни
человека играет большую роль - гораздо большую, чем это может показаться
поверхностному наблюдателю. В частности, умение глубоко понимать другого
человека в значительной степени связано с умением видеть, в каких модальностях
или под какими архетипами он в данный момент существует, и какие архетипы ведут
его по жизни в целом. Попытке описания некоторых видов такого рода ведения и
посвящена эта книга.
Объект манипуры. Манипурный объект явлен на предметном уровне и находится в
окружающей среде, которая представлена для него также на предметном уровне. Это
означает, что если на свадхистхане предмет был явлен окружающей среде (и самому
себе) на качественном уровне, то есть лишь набором своих качеств, то на
манипуре объект представлен уже совершенно конкретно: элементами, из которых он
состоит, и связями, которые организуют эти элементы в единое целое. Автор
напоминает, что каждый эволюционный уровень косвенно включает в себя все
предыдущие, так что объект на манипуре безусловно является цельным законченным
объектом, поскольку в нем, пусть неявно, присутствует муладхарный уровень, и
обладает набором качеств, поскольку в нем неявно представлен свадхистханный
уровень - но эти качества опредмечены в нем определенными элементами, подобно
тому, как, например, цвет предмета обусловлен определенной краской, а звучание
музыкального инструмента достигается вибрацией струн в пустотелом корпусе.
Таким образом, и единство, и разнообразие качеств в манипурном объекте
присутствуют, но как бы неявно, а основным его содержанием, или основным
объектом внимания в нем, служат его элементы и связи между ними, причем связи
не только, как говорится, горизонтальные, но и вертикальные: для манипуры
характерно появление понятий иерархии и управления.
Иерархия означает, что некоторые элементы манипурного объекта рассматриваются
как обладающие качественно иной, более тонкой природой, чем другие элементы,
которые обладают более грубой (плотной) природой. При этом элементы тонкой
природы определенным образом управляют плотными, а обратного управления нет, то
есть плотные элементы влияют на тонкие, но лишь косвенным образом, в то время
как влияние тонких элементов на плотные идет прямо (непосредственно). Строго
говоря, иерархия означает, что тонкими элементами управляют еще более тонкие
элементы, которые можно назвать тончайшими, ими - еще более тонкие, и так далее,
но общее количество этих уровней обычно не слишком велико (не превышает пяти,
в редких случаях десяти).
Манипурный объект, рассматриваемый как единое целое, в технике обычно называют
системой. Для того, чтобы описать качества, которыми этот объект обладает и
которые служат основным моментом рассмотрения для свадхистханного объекта, в
манипурном объекте (системе) пользуются понятием подсистемы, а также функции.
Подсистемы и функции манипурного объекта приблизительно выражают качества этого
объекта, если он рассматривается как свадхистханный (на манипуре, напомним,
качеств как таковых не существует, по крайней мере, в явном виде).
Если пафос жизни муладхарного объекта это выживание в антагонистической борьбе
со средой, а пафос свадхистханного - развитие уже имеющихся качеств в балансе с
окружающей средой, то пафос манипурного объекта много сложнее. Это
структуризация, дифференциация, системное усложнение объекта, повышение
количества уровней в его иерархии, усложнение функций и подсистем и увеличение
их количества.
В жизни манипурного объекта большую роль играет среда - роль гораздо большую,
чем в жизни объекта свадхистханы. Для последнего среда исчерпывается двумя
функциями: она поставляет необходимые ему качества и забирает его отходы, а
также в какой-то степени ему угрожает, вынуждая возводить перед ней
определенную преграду. В жизни манипурного объекта роль среды гораздо сложнее.
Прежде всего, она угрожает не только его качествам и целостности, но и его
частям (элементам) и связям между ними, так что его дистанцирование от среды
должно быть значительно большим: здесь простой границы (забора) уже не хватает,
а нужна, как говорится в военном деле, эшелонированная оборона, то есть
многослойная преграда, каждый из слоев которой защищает объект от определенного
вредоносного воздействия среды. Среда угрожает не только элементной базе
объекта, то есть составляющим его частям, которыми она при случае будет охотно
питаться, но и его структурной целостности и функциональному единству, так что
от среды приходится защищать не только элементы, но и связи между ними: как
предметные, то есть реализуемые элементами особого рода (например, проводами),
так и более тонкие качественные связи: например, связь между элементами может
быть обозначена одинаковой краской, которой они выкрашены, или общностью
материала, из которого они сделаны, или их близостью в пространстве, или их
соподчинением в иерархии, когда один элемент непосредственно управляет другим.
Среда угрожает сохранению и поддержанию всех этих связей, и поэтому против нее
приходится выстраивать целую систему защит; но, с другой стороны, она же
|
|