|
Общаться с ним можно, лишь войдя в его систему категорий и получив
положительную характеристику по хотя бы одной из них; тогда он, возможно,
согласится некоторое время терпеть вас около себя. И совсем уже высшим
комплиментом с его стороны будет способность поделиться с вами чем-то, что он
считает своей ценностью. Может быть, вас это и не обрадует, но вы должны
воспринять это как комплимент высшей степени.
К окружающей среде такой человек относится исключительно потребительски и
хищнически-грабительски, и очень удивляется и обижается, когда неожиданно
оказывается, что она больше не в состоянии давать ему те качества, которыми он
за ее счет испокон веков успешно пользовался. С другой стороны, когда
окружающая среда определенным образом его грабит и лишает важных для него
качеств, он не обижается, относя это на счет злой судьбы, но никогда не на свой
собственный; в этом отношении он совершенный фаталист. Например, направляясь в
лес, он может быть застигнуты дождем, может подстрелить или не подстрелить
оленя, и в этом его судьба; но если он занимается хищническим ловом рыбы, то ее
исчезновение есть не результат его хищничества, а злой рок - а впрочем, может
быть, не такой уж и злой, а просто указание судьбы на то, что ему нужно сменить
место рыбалки. Идея того, что можно изменить свое поведение, этому человеку в
голову не приходит.
На любительском уровне проработки свадхистханы человек более сознательно
относится к обмену ресурсами с окружающей средой и отделяет себя от нее,
выстраивая дом, качеством которого он в некоторой степени обеспокоен. Здесь уже
будет хороший забор вокруг участка, и крыша протекать не будет. Что же касается
внутренней отделки, она будет производиться сообразно вкусам обитателя, но он
будет придавать ей существенное значение - но, как обычно, обращая внимание не
на подробности, а на общее впечатление.
Мелочи и частности учитываются этим человеком в той степени, в которой они
способствуют созданию необходимых ему качеств или искоренению аспектов, которые
его не устраивают.
На этом уровне взаимодействие с окружающей средой идет уже с оглядкой на ее
ограничения, возможности и запросы, то есть равновесие с окружающей средой
является уже одной из целей этого человека, но она представляется ему настолько
большой и мало влияемой с его стороны, что он сколько-нибудь серьезного
внимания ей не уделяет. Но, конечно, он не станет мусорить в ближайшей
окрестности своего дома, постарается не устроить лесного пожара и, может быть,
даже высадит несколько деревьев, но глубоко вникать в экологические проблемы не
станет; кроме всего прочего, это, как ему кажется, совершенно для него
непосильно.
Для любительского уровня характерно гораздо большее количеств качеств и
атрибутов, которыми человек себя окружает, которые он учитывает в своей
деятельности, и большая глубина их проработки, то есть его палитра уже не
черно-белая, в ней встречаются и другие цвета, и даже их оттенки; впрочем, их
еще не слишком много.
И, наконец, человек свадхистханы профессионального уровня это тонкий дипломат
или, пользуясь другой метафорой, это художник-акварелист, работающий тончайшими
переливами красок, с помощью которых он может выразить любое свое ощущение и
настроение. На этом уровне человек поглядывает и на частности и на детали и
держит во внимании целое, но основное его внимание по-прежнему уделяется
качествам которыми он работает и которые в его руках становятся тонкими и
мощными инструментами. Типичный пример это дипломатические переговоры на
высоком уровне, когда вопрос государственных отношений обсуждается в общем и
целом, но тем не менее, достигается такой уровень взаимопонимания, что
становятся возможными не только перемирия, но и дружественные глубокие связи
между государствами, а когда позже происходят переговоры на предметном уровне о
конкретном сотрудничестве или взаимной торговле, они имеют под собой
полноценную базу, опираясь на которую развиваются уже чисто предметные
отношения: и торговые и культурные и общесоциальные программы.
Глава 3
Манипура
Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая!
А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!
Сизые с морозом!
Н. Гоголь
Автор напоминает читателю, что рассматриваемые в этой книге категории -
архетипы и модальности - исключительно субъективны, то есть описывают
субъективное восприятие данным человеком того или иного объекта или ситуации.
Например, говоря, что данный объект находится на определенном эволюционном
уровне - муладхары, или свадхистханы, или манипуры - автор имеет в виду, что
человек видит этот объект таким (в такой модальности), а не то, что этот объект
“объективно” находится на соответствующем уровне: другой человек, или тот же
человек, но при иных обстоятельствах может увидеть этот объект как находящийся
на совершенно другом уровне, и тогда он будет воспринят им в совершенно ином
освещении. Именно попытке разобраться в особенностях этого “освещения” объекта
модальностями человеческого восприятия и посвящена эта книга.
Говоря другими словами, принадлежность объекта определенному эволюционному
уровню означает соответствующую расстановку акцентов в восприятии человеком
этого объекта (в частности, самого себя). Если акценты восприятия себя и мира у
данного человека постоянны, то мы говорим, что он находится на определенном
эволюционном уровне. Это, однако, ни в коей мере не означает, что, например,
|
|