|
он заботится, и различные виды деятельности, в совокупности представляющие
полную систему, то есть обеспечивающие и поддерживающие его жизнь во всех ее
аспектах. Таким образом, если муладхару символизирует воин на поле боя или
одинокий путешественник в неведомых и опасных краях, то символом свадхистханы
является крестьянин или фермер на удаленном от цивилизации хуторе.
На свадхистхане качества объекта еще не конкретизированы, они существуют как бы
сами по себе, но не опредмечены в каких-либо частях или элементах данного
объекта. С другой стороны, они неуничтожаемы, они только могут быть несколько
лучше или хуже, и могут меняться их оттенки. Таким образом, погибнуть или
исчезнуть объект свадхистханы не может в принципе (для этого он сначала должен
лишиться своих качеств, то есть перейти на муладхару), и пока он находится на
свадхистхане, его положение совершенно устойчиво. Он может получить удар, но
этот удар никогда не окажется для него смертельным; он может пошатнуться, но
обязательно удержит равновесие. Основная его функция это процветание, или жизнь
как таковая; он может жить несколько хуже или несколько лучше, по-разному
обмениваться энергией и информацией с окружающей средой, но полный набор своих
атрибутов он сохраняет всегда. Если символом муладхары у животного могут
служить кожа, когти и зубы, то символом свадхистханы является шерсть и особенно
подшерсток, который характеризует качество шерсти: он может быть густым или
тощим, но присутствует обязательно. Шерсть это мягкая преграда, существующая
между животным и окружающим миром, функция которой, с одной стороны,
локализация объекта, с другой стороны - его защита от жестких воздействий
окружающего мира, и, наконец, это защита, окружающего мира от самого объекта.
Те же функции исполняют берлога, одежда и стены дома.
Среда для свадхистханного объекта выглядит совершенно иначе, чем для
муладхарного. Здесь нет противопоставления и чужеродности, среда в принципе
благожелательна, она обеспечивает существование объекта и поддерживает его
атрибуты. В некоторых случаях она пользуется ими, но обычно с лихвой отдает
обратно. У объекта нет ахиллесовой пяты, то есть он прикрыт своими атрибутами
со всех сторон, подобно тому, как медведь покрыт со всех сторон шерстью. Если
пафос муладхарного объекта это выживание в борьбе со средой, то на свадхистхане
ситуация качественно меняется, здесь пафос это жизнь, развитие и модификация
объекта, находящегося в балансе с окружающей средой и естественно
поддерживаемого ею. Иногда среда может и несколько потрепать объект, так что
его атрибуты отчасти похудеют, полиняют и выцветут; например, у дома может
потечь крыша, на полях может отчасти засохнуть урожай, но до полного лишения
атрибутов дело никогда не доходит, и максимум, что может произойти плохого, это
смена одного из атрибутов на какой-нибудь другой, но также образующий вместе с
остальными полную систему, надежно защищающую объект как таковой.
Типичный пример свадхистханного объекта это благополучная семья; ее проблемы -
это правильное распределение усилий, внимания, финансов. У нее есть все
необходимые атрибуты, которые могут быть более или менее пышно или бедно
представленными, но проблемы выживания как такового у нее нет, а ее место
занимает проблема установления того или иного типа баланса внутри семьи, а
также формирование ее взаимоотношений с окружающей средой.
В принципе, отношения с окружающей средой у свадхистханного объекта
положительные: там, где у муладхары враги, у свадхистханы - партнеры, например,
торговые, однако отношения с ними строятся не по количественному принципу, а по
качественному: я тебе дам чего-то одного, а ты мне - чего-то другого, - но
точного расчета не производится, для свадхистханы характерна скорее оценка на
глазок.
Этика поведения свадхистханного объекта в среде является уже, по крайней мере,
понятием, которое имеет для самого объекта какой-то смысл. Для муладхарного
объекта само понятие этики абсолютно абстрактно, он не понимает среды, и его
этика есть этика выживания. Напротив того, свадхистханный объект склонен в
определенной степени заботиться об окружающей среде: атрибуты, которыми она его
снабжает, обмениваются на атрибуты, которыми он снабжает ее; таким образом, у
него со средой есть некоторая общность, и он способен уловить жизнь среды по
тому, какие качества она ему предъявляет. Качественный экологический баланс это
первое, с чем сталкивается человек, переходящий от муладхары к свадхистхане, и
взгляд муладхарного типа, то есть полное равнодушие к среде, здесь совершенно
невозможен и даже, можно сказать, неприличен. Свадхистханный объект не так
обособлен, он, благодаря своим атрибутам, занимает в среде определенное
положение и является ее некоторой частью, он у нее не случаен, и,
соответственно, она не случайна для него, однако предсказать ее поведение он
сможет лишь качественно, так же, впрочем, как и свое собственное.
Человек свадхистханы
Религиозность. Как и сам человек свадхистханы, его Бог атрибутивен, то есть
обладает определенными качествами или свойствами, или же это может быть целая
система богов, каждый из которых отвечает за определенную часть (аспект) жизни
человека свадхистханы. В принципе его Бог благожелателен, однако с Ним надо
строить отношения. Для этого Его надо всячески умилостивливать, кормить,
хвалить, можно ему что-то обещать (откладывая на практике обещания на
неопределенный срок), приписывать Ему все свои успехи, и тогда Он будет
стараться помогать человеку еще больше. Но в случае, когда отношения с Богом
становятся напряженными, тоже ничего страшного не происходит. Например, если у
меня испортятся отношения с богом богатства, и он меня разорит, то на некоторое
время я получу вместо атрибута “богач” атрибут “нищий”, и ничего, проживу
некоторое время, а потом у меня отношения с этим богом наладятся, и я снова
разбогатею: или мне найдут богатую невесту, или богатые родственники заплатят
|
|