|
- Был, да сплыл. (адж)
- Зачем тебе страховка, не понимаю.
- (значительно) Береженого Бог бережет. (адж)
Аджновские интонации возвышенные, как бы приподнимающие объект над обыденной
реальностью внешнего мира:
- (восхищенно) Ты у меня - всем героям герой!
Аджновские жесты - например, вздымание рук вверх или раскидывание их в стороны,
как бы с целью обнять весь мир.
Фразеологические обороты и пословицы в аджновской модальности.
Мать сыра земля его не принимает.
Твои бы речи, да Богу в уши.
Живой живое и думает.
Правит, как черт болотом.
Жили люди до нас, будут жить и после.
Когнитивные сахасрарные маркеры это конструкции, явно ставящие объект в центр
мира (в понимании протагониста) или делающие его символом мира:
- (тоном рабыни) О, мой повелитель! (сах)
- Над миром владычествует Истина - она одна! (сах)
- Ну почему я, всегда и во всем я?! (сах)
- Конечно, начальник у нас - король, а мы все под ним - пешки. (сах)
Стилистические сахасрарные маркеры дают понять, что объект рассматривается
протагонистом как (по крайней мере, текущий) центр мира; часто с этой целью
используются слова единственный, самый главный, наиглавнейший, центральный,
повелитель, король, царь, центр, фокус:
- (с жаром) Ты - мой единственный! (сах)
- (значительно) Сейчас в фокусе моего внимания находится Ипполит. (сах)
- Месть! Я больше ни о чем и не помышляю! (сах)
Подчеркнуто сахасрарные интонации очень глубокие, сверхсерьезные или
возвышенные, восторженные, ставящие протагониста в позицию безмерного
восхищения (или презрения), граничащего с религиозным экстазом.
Сахасрарные жесты - коленопреклонение, склонение перед миром, как бы вознесение
на престол партнера - или расположение на нем самого протагониста, например, в
позе Петра I:
"На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел."
(А. Пушкин)
Фразеологические обороты и пословицы в сахасрарной модальности.
Утром Бог, да вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме Его.
Упражнение. Определите эволюционные модальности следующих трансляций и десяти
трансляций по своему выбору. Укажите когнитивные и стилистические маркеры. В
случае необходимости самостоятельно уточните контекст и стилистику произнесения
реплик.
1. - Ты, Дементий, меня не перебивай!
2. - Верхнюю и боковую поверхности торта следует украсить кремом, молотыми
орехами и цукатами.
3. - Ой!
4. - Удаляюсь, удаляюсь незаметно и бесшумно (уходит).
5. - Как же мне повезло, что я вас встретила, Наум Герасимович, дорогой!
6. - Ты, пожалуйста, не жалуйся на меня маме.
7. - Ты кто - начальник? Или царь?
8. - Лети, Исидор, сейчас же - как птица!
9. - На мой взгляд, это лишнее.
10. - Любезный ты мой расчудесный, дай я тебя поцелую-обниму-к сердцу прижму
крепко-накрепко!
11. - Брысь!
12. - Мороженое хочу!
13. - Столичный житель - это не мелочь, это (значительно) категория.
14. - Как же трудно иногда бывает с людьми разговаривать!
15. - Чудненько!
16. - Он скромный такой, застенчивый - мухи не обидит!
17. - Ты мое сокровище!
18. - Такого борща вы еще не пробовали - объедение, истинное объедение!
19. - Ну что ты памятником застыл!
20. - Прощай, Гервасий, до новых встреч.
Упражнение. Определите эволюционные модальности трансляций в следующих диалогах
и в десяти диалогах по своему выбору. Контекст и стилистику в случае
необходимости уточните сами. Укажите когнитивные и стилистические маркеры.
1. - Лялечка, солнышко, улыбнись милому!
- (показывает протагонисту кулак)
2. - (снимая телефонную трубку) (мрачно) Кто?
- (вежливо) Можно у вас заказать багет для небольшой картины?
3. - Отменно выглядите, дорогой.
- А вы так просто удивительно, сногсшибательно, потрясающе!
4. - Я страдаю - неизбывно, как царевна, заточенная в высоком тереме!
- Тереза, не надо быть такой эмоциональной, испортишь цвет лица.
5. - Печально.
- Я тут не при чем!
6. - Тебе пора замуж, Жюстина.
- Ой!
|
|