|
модальностей. Атманическая и буддхиальная модальности объединяются в группу
высших (каббалистических) модальностей, а эфирная и физическая - в группу
плотных модальностей.
Высшие модальности редко употребляются в обычных социальных ситуациях, исключая
особые ритуальные, но нередко (особенно буддхиальная) звучат в доверительных
беседах. Плотные модальности также не приняты в обычном социальном общении (они
для него несколько грубоваты), часто употребляясь, однако, при общении с детьми
и членами семьи. Однако и высшие, и плотные субмодальности допускаются в
социальных ситуациях - хотя бы в символическом виде.
МАРКЕРЫ КАББАЛИСТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Как определить модальность трансляции? Существуют непосредственно-смысловые
(когнитивные) и стилистические маркеры, ориентируясь на которые можно
определить влияние на трансляцию того или иного архетипа из каббалистической
семьи. Однако окончательная диагностика иногда требует, помимо маркеров, учета
контекста и даже порой личных особенностей протагониста и партнера.
Атманические маркеры.
Когнитивные атманические маркеры это в первую очередь слова типа "всё", "весь",
"полный" (или, наоборот, "ничто") и очень абстрактные понятия синтетического
свойства, объединяющие в единое целое большой ряд многоаспектных явлений -
например, жизнь, мир, свет, любовь, эволюция, материя, пространство, Бог.
Атманическая трансляция объединяет всю жизнь человека или весь мир целиком, не
оставляя в ней ничего за рамками рассмотрения, например:
- Бог тебе в помощь, Мисаил. (атм)
- Любовь да совет молодым! (атм)
- А сейчас я нарисую вам полную картину своей жизни, без малейшего изъяна.
мен(атм)
Стилистические атманические маркеры. Атманический стиль - это особая
разновидность синтетического лозунга, не несущего никакой специфической
(качественной или предметной) информации, всеобъемлющего и вечно длящегося.
- Будь человеком, Демьян! (атм)
- Вся моя жизнь - это сплошное страдание! атм(буд)
Для атманических трансляций характерна самоочевидность, то есть они не несут
практически никакой новой информации, и особый харизматический пыл, который (по
идее) должен возмещать это отсутствие:
- Люди! Имейте совесть! (атм)
Еще одна важная черта атманических трансляций это их самодостаточность и
принципиальная неподвластность критическому анализу. В ответ можно лишь
полностью согласиться или, наоборот, полностью не принять сказанное - или
оказаться некомплементарным, опустившись на буддхиальный или еще более низкие
планы. Такие качества трансляции обычно достигаются безапелляционным тоном и
расположением как бы выше всех собеседников и на отдалении от них - в
физическом или переносном смысле.
Особая высшая торжественность, краткость, неразвернутость, многозначительность,
использование абстрактных универсальных символов - характерные признаки
активности Атманического архетипа. Довольно часто, впрочем, эти маркеры придают
трансляции лишь атманическую субмодальность, а для того, чтобы модальность
стала атманической, нужно потрудиться - поставить акцент на всеобщности, убрать
все лишние подробности и качественные категории, включить в себе
харизматическую ноту, способную без лишних вопросов увести за собой
партнера(ов) куда угодно.
Например, в атманической модальности обычно высказывается кредо человека или
организации; при этом оно должно быть практически бессмысленно и беспредметно,
иначе вторгнутся влияния более плотных планов:
- Наша цель - удовлетворение всех потребностей клиента! (атм)
- Я живу, пока живу, а об остальном не думаю. (атм)
- Я - раб общества и собственных страстей. атм(буд)
- Я - что, я - ничего, но на самом деле - всё! (атм)
- Ты - ого-го, и тебе - ого-го, а ты - нуль, и с тобой - как с нулем! (атм)
Жесты, характерные для атманической модальности, хорошо известны по работам
скульпторов, изображавших вождей и великих людей: это прямая рука, указывающая
вперед-вверх, лицо, смотрящее несколько в небо и наблюдающее за горизонтом
нечто, не видимое остальными.
Человек, апеллирующий к Атманическому архетипу, в коммуникации стремится
расположиться достаточно далеко от партнера и по возможности над ним (например,
на трибуне).
Горящие невидящие глаза, не мотивированная внешними обстоятельствами
экзальтированность, пронзительный взгляд, не предполагающий ответа -
|
|