|
- Да что ты так разволновался, Самуил? (<аст)
По ее реплике ясно, что она восприняла трансляцию мужа как астральную, то есть
реверсивная модальность трансляции жены - астральная и следовательно,
трансляция мужа оказалась в данном случае амбивалентной. Кто в этом виноват, и
в данном, и во всех остальных случаях - вопрос сложный, и не всегда им следует
задаваться, но всегда следует иметь в виду, что амбивалентность в коммуникации
- острый момент.
Каббалистические амбивалентности можно разделить на две группы: нисходящие и
восходящие. Нисходящие амбивалентности свойственны трансляциям, модальность
которых для протагониста является более тонкой, чем для партнера; наоборот,
восходящая амбивалентность возникает в трансляции, модальность которой для
протагониста является более плотной, чем для партнера. Рассмотрим некоторые из
них.
Нисходящие амбивалентности.
Атманически-буддхиальная амбивалентность возникает, например, в трансляциях,
где протагонист предъявляет партнеру универсальное, касающееся всей жизни
партнера требование или указание, а тот воспринимает его как некоторый важный,
но все же отдельный аспект жизни, может быть, длительный, но не пожизненный.
Рассмотрим, например, такое указание мамы первоклассника:
- Виля, ты всегда должен трудиться - в этом смысл жизни человека! (атм)
Вряд ли Виля способен понять атманическую глубину маминого указания - в лучшем
случае он воспримет его буддхиально, то есть в том смысле, что он должен каждый
день учить уроки и помогать ей по дому - но ведь кроме этого есть еще и игры, и
развлечения, и еще многое неизведанное, к чему "труд" не имеет никакого
отношения. Поэтому он, будучи послушным мальчиком, вполне может дать ответ,
который покажет, что он воспринял слова мамы как буддхиальное указание, то есть
обозначит в своем ответе реверсивную буддхиальную модальность:
- Хорошо, мама, я обязательно буду делать все свои уроки. (<буд)
Впрочем, он мог бы ответить короче: "Да, мама", - и тогда его реверсивная
каббалистическая модальность была бы неопределенна, и мама осталась бы в
неведении относительно амбивалентности своей трансляции.
Еще один пример атманически-буддхиальной амбивалентности - восприятие партнером
высшего религиозного идеала (Бога) протагониста в сниженном варианте - как
часть или аспект жизни, существующий наряду с другими ее аспектами, как в
следующем диалоге:
- (с пафосом) Любовь - это всё! (атм)
- Да, есть такие вещи, без которых жизнь многое теряет: свобода, равенство,
гуманизм - и любовь, конечно. (<буд; мен)
В этом диалоге (вероятно, весьма неприятном для протагониста) партнер
использует ментальную модальность (точнее, ментально-буддхиальную), но при этом
ясно показывает, что воспринял протагониста в буддхиальной модальности.
Буддхиальное снижение атманической трансляции - естественная реакция партнера,
не имеющего атманического опыта, то есть не представляющего себе, как что-то
(не важно, что именно) может быть наполнителем всей жизни протагониста - и он
представляет это себе как важную, может быть, очень важную, но все же часть его
жизни.
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает атманически-буддхиальная
амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется
атманически-буддхиальная амбивалентность трансляции протагониста.
Атманически-каузальная амбивалентность возникает в случаях, когда атманическая
трансляция протагониста воспринимается партнером просто как акт его
самовыражения - то есть как некоторый поступок:
- Вся моя жизнь - это великое служение искусству! (атм)
- Это ты хорошо сказал, Бенедикт! Весомо! (<кауз)
Другой вариант такой амбивалентности - восприятие атманической формулы как
символа для некоторого каузального обстоятельства:
- Для меня Люсинда - всё! (атм)
- Я тоже жене сегодня духи купил. (<кауз)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает атманически-каузальная
амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется
атманически-каузальная амбивалентность трансляции протагониста.
Атманически-ментальная амбивалентность возникает в случаях, когда высшее
жизненное кредо протагониста слишком необычно для партнера, и он может лишь
как-то условно понять его умом, представить в виде образа, но не ощутить
натурально:
- Моя жизнь - это музыка! (атм)
-Мне трудно представить себе жизнь музыканта, но я думаю, это очень интересное
призвание. (<мен)
- Я, по сути, целиком и полностью - это мой учитель! (атм)
- Как это прекрасно, когда человек находит себе правильного наставника! (<мен)
Упражнение. В каких еще ситуациях возникает атманически-ментальная
амбивалентность?
Упражнение. Придумайте пять диалогов из двух реплик, где отчетливо проявляется
атманически-менталная амбивалентность трансляции протагониста.
Атманически-астральная амбивалентность весьма характерна для восторженных
учениц харизматических лидеров, воспринимающих в первую очередь эмоциональную
составляющую их поучений:
- Смирись перед волей Господа, Гликерия! (атм)
|
|