|
развитым синтаксисом, то есть правилами их сочетания и взаимодействия друг с
другом. (Наоборот, атманические символы неохотно сочетаются друг с другом,
предпочитая существовать в одиночестве.)
Астральная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные
чувства или эмоции человека. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной)
есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости
существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:
- (при неожиданной встрече) Сильвио, это ты?! (аст)
- (радостно) Клавдия! (аст)
Для астральной модальности в первую очередь характерны невербальные
выразительные средства: мимика, жесты, "ахи" и "охи", которые в письменной речи
передаются междометиями и восклицательными знаками:
- Ты меня любишь, Анастасия?
- ?!! (аст)
- Поздравляю тебя, моя родная! (вручает пышный букет роз)
- (в восхищении) Ах! (аст)
Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания
- или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой
информации не несет; типичный пример - повторение своих же слов или слов
партнера, или утверждение очевидной истины или обстоятельства:
- (значительно) Мама, сегодня к нам придет Евтихий. (кауз)
- (равнодушно) Это кто? (мен)
- (восторженно) Сам Евтихий, мама! (аст)
- (гневно) Еще раз могу повторить: замуж не хочу! (аст)
- (спокойно) Насколько я помню свою жизнь, я ни разу в зоопарке не был. (мен)
(взволнованно) Представляешь: НИКОГДА! (аст)
Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.
) непременно придают трансляции астральную модальность - нередко такие
трансляции имеют иную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность.
Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их
ментальную модальность:
- (спокойно, рассудительно) Ты меня сегодня разозлил. мен(аст)
- Я вас люблю, Матильда, и в глубоком волнении прошу вашей руки. буд(аст)
Непосредственно же проявление эмоций обычно не связано с использованием их
названий, а в тексте пьес они ставятся в скобках перед репликами действующих
лиц:
- (в гневе ) Ну, ты гад, Порфирий! (аст)
(обиженно смотрит) ?! (аст)
- (издевательски) Ха-ха-ха! (аст)
- (шутливо) Убью, Гервасий, так что своих не узнаешь! (аст)
Для астральной модальности вообще довольно характерно использование слов и
текстов, которые протагонист "не имеет в виду", то есть использует слова и
выражения не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией,
ради которой и звучит трансляция; особенно это характерно для ругательств:
(угрожающе) Не будешь меня слушаться - тут же подаю на развод! (аст)
- (гневно) Еще поймаю - на месте выдеру как сидорову козу! (аст)
- Гадина ползучая! Змея холоднокровная! Чертова дочка! Только подойди - в рожу
плюну! (аст)
Эфирная модальность связана с переживанием человеком своего тела или с
"телесным" восприятием им окружающего мира; эта модальность называется иногда
кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой,
усталостью, или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные
телесные ощущения, имеют эфирную модальность; тонкость, как и в случае
астральной модальности, заключается в том, что будучи описанными словами,
эфирные переживания или намерения часто приобретают иную, например, каузальную
или ментальную модальность, а эфирной становится лишь субмодальность:
Хотите отдохнуть, Святослав Казимирович?
Ммм... (устраивается в кресле поудобнее и закрывает глаза) (эф)
(потягивается и выразительно зевает) (эф)
- (обнимает себя руками и дрожит всем телом, показывая, что очень замерзла)
(эф)
- (протягивает руки навстречу с явным намерением обнять) Иди ко мне, Марфа!
кауз(эф)
|
|