|
4. - Пора садиться за уроки, Виля!
5. - Совсем плохо тебе, Нафанаил?
Пример.
1а) - Мудрая мысль, Рафаил.
1б) - Принес?! Лучше бы сказал: приволок!
1в) - Какого еще такого щенка?!
Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему
выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях:
а) протагонист - пред, партнер - кач;
б) протагонист - кач, партнер - син;
в) протагонист - син, партнер - пред.
1. Импресарио Антоний (протагонист) уговаривает звезду эстрады Клависсию ехать
на гастроли в приполярный город Заможай. Звезду пугают, однако, морозы и белые
медведи.
2. Агент-риэлтер с покупателем осматривают сельский дом с участком. Покупатель
интересуется и капризничает.
3. Онисифор Онуфриевич - начальник туристического агентства "Ниагара" -
посылает своего сотрудника Протаса в Центральную Африку для проработки будущего
тура. Протасу ехать не хочется и он отговаривает начальника, предлагая свои
варианты.
4. На дороге у женщины ломается автомобиль. Она голосует и просит водителя
остановившегося грузовика ей помочь.
5. Фауст пытается дать поручение черту Мефистофелю. Черт под разными предлогами
отговаривается.
Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору.
Герои сценок должны выступать в предписанных модальностях. Затем напишите новые
сценки на те же темы, сменив модальности, но сохранив позиции, используемые
героями: син - на кач, кач - на пред, пред - на син.
1. Три мудреца: Питирим (син), Мокей (кач) и Климент (пред) - спорят о карме:
как она проявляется в человеческой жизни и как ее лучше отрабатывать.
2. Влюбленный в Сусанну (кач) Ерофей (син) приводит девушку знакомиться со
своей мамой Акулиной Мануиловной (пред).
3. Диван (син), обеденный стол (кач) и торшер (пред) холостяка Виктора в его
отсутствие разговаривают о необходимости женить своего хозяина и обсуждают
возможную кандидатуру - его старую знакомую Кларису.
4. Первобытный воин Зуб Мамонта (пред), его жена Цветок Зари (кач) и их
шестилетний сын Меткая Стрела (син) обсуждают планы на воскресенье.
5. Шах Абдулла (син) сообщает своим женам Зульфии (кач) и Зареме (пред) о своем
новом увлечении - девушке по имени Гюльчатай. Жены интересуются, дают советы.
СЛОЖНЫЕ ТРИАДИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ
Во многих случаях основная модальность трансляции содержит обертон, или
субмодальность, соответствующую другой (или той же самой) триадической
модальности - так возникает сложная триадическая модальность. Рассмотрим их
возможные типы.
Модальность син(син).
Синтетически-синтетическая модальность возникает, например, при раскрытии имени
человека через другое имя или метафорический образ:
- А сейчас перед вами выступит гордость нашего цирка - атлет Василий по
прозвищу "Мускул". син(син)
- Познакомьтесь: это мой друг Аполлос, умственный Эверест наших дней. син (син)
Другие примеры:
- Знакомьтесь: Зиновий Каллистратович. син (син)
- А это - Гедеон из "Голодной утки". син (син)
- А это - Амвросий из Тулы. син (син)
- Очень приятно: Авессалом Подводный. син (син)
- Я - Жора от Тимофея. син (син)
- Ты - Агафон? син (син)
Другой вариант возникновение модальности син (син) - это акцентирование имени
собственного или личного местоимения в пределах краткой до афористичности
реплики (такие реплики часто встречаются в устных диалогах):
- Столица нашей родины - Москва. син (син)
- Кто у тебя сегодня был?
- Андроник. син (син)
- Кому ты сегодня шею свернула, повтори?!
- Агафангелу! син (син)
Фразеологизмы и пословицы в модальности син(син):
Где Святая София - там и Новгород.
Глас народа Христа предал.
Упражнение. Придумайте ситуации, где возникает модальность син(син).
Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они получили
|
|