|
специфической качественной или предметной нагрузки, ответ может быть воспринят
в синтетической модальности, на которую намекает его краткость:
- Как ты думаешь, Никодим, стоит нам завтра сходить в зоопарк?
- Хорошо бы… (син)
- Так ты будешь суп из шампиньонов или гурьевскую кашу, Корнелий?
- Суп. (син)
В частности, короткие ответы, состоящие из одного слова "да" или "нет", имеют
синтетическую модальность:
- Тебе хорошо со мной, Любава?
- Да. (син)
- Ты будешь смотреть на бегемотов?
- Нет. (син)
Повествование, описание. Длинные реплики, представляющие собой
монологи-описания того или иного рода, обычно имеют модальность, определяющуюся
акцентированными в них словами (если таковые имеются) или синтетическую -
последняя характерна для речи без акцентировки, монотонной, но содержательной
(например, научной, информирующей и т. д.). "Художественная" же, то есть
выразительная речь обычно имеет яркие стилистические и языковые акцентировки,
легко преодолевающие слабую синтетическую модальность, свойственную любой
осмысленной речи. Длинная речь, в которой партнер (а то и сам протагонист)
путается и теряет ее смысл, воспринимается по модальностям слов, которые
произвели на человека наибольшее впечатление - но никогда не по принципу
"большинства". Это означает, что в отсутствие акцентуации и смысла текст
воспринимается по тому одному-двум словам, которые как-то были отмечены
воспринимающим - а остальные слова он (подсознательно) просто-напросто
игнорирует. Примеры:
- Я шел к тебе, бежал, спешил, вино покупал, еле донес… какой я преданный
оказался, а? (кач)
- Феномен святости во всех религиозных культурах неразрывно связан с уединением,
отречением от мира, аскетизмом физическим и социальным. Лишь самые высокие
святые и мировые Учители рисковали выйти на всеобщее обозрение, не боясь
растерять наработанных в долгих уединенных практиках связей с Творцом Мира.
(син)
- Не пей вина… лучше ешь виноград прямо с лозы. Не вари варенье - лучше ешь
яблоки - прямо с дерева. Не смотри на платье человека - гляди ему прямо в душу!
(пред)
Эмоции. При выражении эмоций могут быть использованы любые триадические
модальности. При этом отсутствие качественных и предметных маркеров обычно
подразумевает синтетическую модальность, например:
- Ах! (син)
- Ой-ой-ой! (син)
Также синтетической будет эмоциональная фраза, выраженная коротко и ясно,
афористично, но без специального акцента на каком-либо слове:
- (с завистью) Ну тебе везет! (син)
- Да пропади ты пропадом! (син)
- (гневно) Сгинь с глаз моих! (син)
- Изыди, чертово отродье! (син)
- (пылко) Любовь моя! (син)
Если в эмоциональной фразе основной акцент стоит на имени, качестве или
неименованном объекте, то ее модальность будет, соответственно, синтетической,
качественной или предметной:
- (грозно) Евдокия! (син)
- (нежно) Здравствуй, мой милый! Мой сладкий! (кач)
- (презрительно) Какого хрена ты здесь выступаешь?! (пред)
- (гневно) Вон отсюда, сморчок! (пред)
- (жалостно) Я умираю! (кач)
- Ненавижу тебя! (кач)
Упражнение. Ответьте эмоционально на следующие заявления протагониста и на пять
заявлений по своему выбору: а) в синтетической, б) в качественной и в) в
предметной модальности.
1. - Ты не прав, Кузьма!
2. - Трудно в эту твою историю поверить, Изабелла.
3. - Я так рада тебя видеть, Ксенофонт!
4. - До свидания, Ульяна.
5. - Прочь с дороги, куриные ноги!
Упражнение. Выразите словами и жестами качественную, синтетическую и предметную
модальности в следующих ситуациях и пяти эмоционально напряженных ситуациях по
вашему выбору.
1. Угроза.
2. Радость.
3. Удивление.
4. Смирение.
5. Восхищение.
КОМПЛЕКСНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ
|
|