Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Коммуникатика :: Ч а с т ь 2 - ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-
 
Письменный текст. 
В письменном тексте без специальных авторских акцентуаций (о них речь ниже) 
большинство не очень длинных полных предложений имеет (слабую) синтетическую 
модальность - для читателя, которому удается уловить их смысл. Однако как 
только предложение становится хотя бы немного перегруженным словами 
определенного сорта, или одно или несколько слов в нем акцентируются - или 
контекстом, или нарушением обычного порядка слов, или иными способами - как 
модальность меняется в соответствии с видом акцентированных слов.
Имена и личные местоимения, используемые в качестве подлежащих, обычно имеют в 
предложении синтетическую модальность. Поэтому если они контекстно или 
стилистически выделены в предложении, оно получает уже не слабую, а 
акцентированную или даже подчеркнутую синтетическую модальность, например:
Мы долго ее ждали, и наконец она пришла - несравненная Анисья. (син)
У меня тоже был тайный недруг - кот Клавдий. (син)
В случае, когда в качестве подлежащего выступает не имя собственное (кличка, 
местоимение), а слово, обозначающее класс объектов, например, "собака" или 
"горшок", его модальность будет синтетической, если по контексту этот объект 
рассматривается как уникальный; в этом случае его вполне было бы уместно в 
следующем предложении снабдить персональным именем. Если же (а так чаще всего и 
бывает) этот объект по контекстному смыслу не выделяется как уникальный среди 
подобных себе, то он приобретает предметную модальность.
"Сыр был подлинным предметом его страсти". Здесь подлежащее "сыр" имеет 
предметную модальность.
"Комнату наполняли часы: наручные, жилетные, будильники, разнообразные 
настенные часы и даже одни ходики с кукушкой." В этом предложении все 
упомянутые часы описаны в предметной модальности.
"Мимо меня в направлении к лесу проскакал на гнедой лошади не знакомый мне 
человек, и следом за ним летела великолепная борзая." В этом предложении и 
"человек" и "борзая" употреблены в предметной модальности - в природе есть 
много людей и великолепных борзых, и пока появившиеся в этой фразе экземпляры 
не отличены от прочих, и вставить в нее их имена было бы невозможно ("Мимо меня 
проскакал не знакомый мне человек - его звали Елизар," - было бы лишено смысла).
 Если же следующее предложение будет звучать, например, так: "Борзая подбежала 
прямо ко мне и вопросительно на меня уставилась", - то здесь подлежащее 
"борзая" - прозвучит уже в синтетической модальности, так как подразумевает уже 
вполне определенное существо, а именно - собаку, появившуюся в предыдущей фразе,
 и ее имя можно вставить в текст этого предложения (" Борзая - ее звали Берта - 
подбежала прямо ко мне.") В английском языке здесь появился бы артикль "the". 
Еще примеры:
Индюк - красивая, глупая, упитанная птица, популярная по гастрономическим 
причинам.
Жил да был однажды индюк.
В первом предложении подлежащее "индюк" имеет предметную модальность, так как 
означает целый отряд пернатых, и вставить имя индюка в предложение невозможно; 
во втором - синтетическую, так как явно представлен как протагонист (герой 
сказки), и в рамках предложения вполне естественно было бы назвать его имя: 
"Жил да был однажды индюк Потап."
Если имя собственное появляется в предложении не в качестве подлежащего, а в 
качестве дополнения, то оно нередко звучит в предметной модальности, а 
ощущающийся при этом синтетический оттенок относится к субмодальности , 
например: "За поворотом тропы я увидел Манефу в окружении двух горных козлов и 
услышал оглушительный шум водопада." Здесь Манефа выступает в первую очередь 
как часть мира, а не как уникальный индивид, не имеющий аналогов в контексте, и 
потому имеет предметную модальность. Если, однако, для автора (или читателя) 
человек или иное существо, обозначенное именем собственным, стоящим в 
неименительном падеже, то есть в качестве дополнения, является само по себе 
предметом основного интереса, а не частью пейзажа, то модальность этого имени - 
синтетическая. Пример: "За поворотом тропы я наконец увидел свою долгожданную, 
любимую Манефу".
В устной речи есть специальные маркеры, которыми человек обозначает 
синтетическую модальность (например, торжественность, интонационное 
подчеркивание) и, наоборот, предметную модальность (приземленность, 
обыденность), и определять модальность имени собственного в неименительном 
падеже (а иногда даже и в именительном!) следует, обращая внимание на эти 
маркеры. Например, ревнивая жена спрашивает мужа о вечеринке на работе:
- Кто там был?
- (медленно и торжественно) Кирила Парфенович, Сигизмунд Варфоломеевич, (быстро 
и легко) ну и Жанка с Люськой.
Здесь в своем ответе муж инстинктивно ставит синтетический акцент на 
(безопасных для него) мужских именах и предметный - на женских, как бы 
приравнивая их обладательниц к предметам мебели. Отдельные коммуникативные 
гении умеют даже реплику, состоящую из имени собственного в именительном падеже 
произнести в предметной модальности:
- Чья это помада у тебя на щеке, дорогой?
- (небрежно, рукой как бы отмахиваясь от комара) А... Люська! (пред)
Не следует считать именем собственным название марки (часы "Тиссо" ) - оно, как 
и название вида животных (волк) никогда не определяет единственный, уникальный 
объект. "Единственным цивилизованным объектом в комнате был телевизор "Сони", 
стоявший прямо на полу в окружении пучков сушеных трав и задумчивых элегантных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 125
 <<-