|
– А ты не пробовал смириться?
Акцентирующим творительным маркером является введение в разговор нового
ключевого понятия:
– Есть идея отправиться в горы.
Подчеркивающим творительным маркером является введение в разговор нового имени
собственного:
– Познакомься, Манефа: это мой друг Пафнутий!
Маркеры когнитивные и стилистические. Маркер может обозначать модальность прямо
– в таком случае он называется когнитивным – или через стилистические
особенности речи, или интонации и жесты протагониста, и в этом случае он
называется стилистическим.
Пример когнитивного янского маркера – повелительное наклонение речи:
– Пошли со мной, Аглая!
Пример стилистического янского маркера – повелительная интонация речи и прямой
взгляд на партнера:
– (повелительным тоном, глядя прямо в глаза) Пошли!
Собственная и синастрическая модальности. Нередко в трансляции помимо ее
собственной модальности указывается (прямо или косвенно), в какой модальности
должен прозвучать ответ партнера. Эта подразумеваемая модальность ответа
называется синастрической модальностью данной трансляции. Например, в
трансляции:
– (по телефону) Мы все уже у Вероники, а ты где, у себя или на работе? (лок;
лок)
собственная модальность локальная, и синастрическая – тоже локальная. В
трансляции:
– А ты, Егор, лучше расслабься и помолчи. (ян; инь)
собственная модальность янская, а синастрическая – иньская.
Монотонные и амбитонные трансляции. Трансляция, у которой (в рамках данного
универсального архетипа) совпадают собственная и синастрическая модальности,
называется монотонной; если же эти модальности различны, то трансляция
называется амбитонной.
Например, трансляция:
– Парфен, будьте поконкретнее. (глоб; лок)
имеет собственную глобальную модальность, а синастрическую – локальную, так что
является холистически-амбитонной.
Трансляция:
– Как будет хорошо, если мы посидим тихо-тихо, просто слушая музыку природы.
(инь; инь)
имеет и собственную, и синастрическую иньскую модальности, так что является
диадически-монотонной.
Синастрические маркеры. Модальные маркеры, призванные указать партнеру, в какой
модальности он должен реагировать, называются синастрическими.
Например, слово где в вопросе, адресованном к партнеру, предполагает локальную
модальность ответа ("Где в нашем зоопарке вольер с оленями?") и, следовательно,
является локальным синастрическим маркером. Слово "реши" в фразе:
– Ну реши же наконец, идешь ты в зоопарк или нет! -
подразумевает янскую модальность реакции партнера и потому является янским
синастрическим маркером.
Простые и комплексные модальности. Модальности высших архетипов – это своего
рода базисные кирпичики коммуникации; в дальнейшем изложении они часто
называются простыми модальностями. Разнородные простые модальности в
человеческом поведении часто сочетаются друг с другом; в этом случае мы говорим
о комплексных модальностях. Таким образом, комплексная модальность представляет
собой наложение друг на друга двух или более разнородных простых модальностей.
В формуле комплексной модальности составляющие ее простые модальности пишутся
через дефис, например: ян-лок (читается: янско-локальная модальность), или
твор-инь-глоб (читается: творительно-иньско-глобальная модальность). Примеры:
– Инесса, принеси мне кусок пирога. (ян-лок)
– И вдруг нам всем вместе стало так хорошо! (твор-инь-глоб)
Комплексно-синтонные и комплексно-антитонные ответы. Если в рамках рассмотрения
оказываются два (или более) универсальных архетипа, то синтонность ответа
подразумевает синтонность по каждой из рассматриваемых модальностей – и
аналогично требование к антитонному ответу. Например, рассмотрим реплику
протагониста:
– Рюрик, подойди к правому окну. (ян-лок)
В рамках Диадического архетипа эта трансляция имеет янскую модальность, а в
рамках Холистического – локальную. Поэтому диадически-холистически-синтонная
ответная реплика должна иметь также модальность ян-лок, например:
– А что, Виргиния, я надоел тебе за столом? (ян-лок)
Диадически-холистически-антитонный ответ в данном случае должен иметь
модальность инь-глоб:
– Да, я понимаю: диспозиция – это главное. (инь-глоб)
Субмодальности и сложные модальности. Однородные простые модальности могут
сочетаться друг с другом, образуя сложную модальность. В этом случае одна из
них является основной, а вторая вспомогательной, и несет функцию как бы
обертона, или оттенка, который добавляется к основной модальности и ее
окрашивает – но не отменяет. Эта вторая (вспомогательная) модальность
называется в этом случае субмодальностью.
Таким образом, сложная модальность строится следующим образом: в качестве
основной берется какая-либо модальность универсального архетипа, и затем она
|
|