Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Коммуникатика :: Ч а с т ь 1 - ГРАММАТИКА ОБЩЕНИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 146
 <<-
 
трансляции. При этом плохо информированный внешний наблюдатель вполне может 
счесть, что протагонист использует когнитивную модальность – что-то 
содержательное рассказывает, сообщает и т. п. – однако если обоим участникам 
ситуации это содержание не важно, оно становится фоновым фоном. Часто таким 
фоном являются риторические вопрос, и воспринимать их как когнитивные и 
отвечать на них по их прямому смыслу – грубая коммуникативная ошибка. Вот, 
например, жена, обращаясь к мужу, в ответ на его слова замечает:
Неужели ты думаешь, что я такая безнадежная дура?
Если он сочтет ее реплику когнитивной и попытается ответить прямо, то 
независимо от смысла его слов ("Да, твои умственные способности часто 
недостаточны" или: "Нет, дорогая, что ты, я совсем так не думаю") его ответ 
будет некомплементарным, а правильно было бы проигнорировать в дальнейшем 
разговоре прямой смысл сказанных ею слов, но изменить способ разговора, показав,
 что он уважает ее мнение и считается с ним.
В диалоге стилистические особенности часто возникают по контрасту с ситуацией в 
целом или с предыдущей репликой протагониста: если партнер отказывается 
следовать предложенным ему ситуацией или протагонистом модальностям, чаще всего 
возникает сильный стилистический перекос, и трансляция неизбежно приобретает 
стилистическую модальность, ибо становится важным не то, что человек говорит, а 
то, как он это делает; вообще, сильно некомплементарный ответ нередко 
воспринимается как невежливость, грубость, глупость или даже бунт. А бунт хуже 
всего (и преступнее всего) стилистический, так как стилистическая модальность 
плотнее когнитивной, а самая тонкая из семантических – фоновая модальность. Так 
называемая "наглость" (как и нежность) – понятие на 90% стилистическое.
В ситуации разговора с высоким начальником в его кабинете вызванному "на ковер" 
сотруднику следует придерживаться преимущественно когнитивной модальности, не 
утомляя большого босса стилистическими изысками. Но будет еще хуже, если 
подчиненный начнет использовать фоновую модальность – это может вызвать у босса 
справедливое негодование, так как она в данной ситуации по праву принадлежит 
ему. 
В разговорах между друзьями следует не забывать про стилистическую модальность 
– она очень украшает общение, хотя и требует немалых энергетических затрат. 
Пренебрежение к фоновой модальности – грех многих мужчин, предпочитающих прямой 
смысл (когнитивную модальность) антуражу – и теряющим при этом многие тонкости. 
Наоборот, стремясь ненавязчиво поддержать беседу, облегчить партнеру рассказ 
или смягчить чересчур острый спор, полезно использовать фоновую модальность – 
хотя при злоупотреблении она может привести партнера в ярость.
ФОРМУЛЫ ЧЕРЕДОВАНИЯ МОДАЛЬНОСТЕЙ
Семантические модальности не равнозначны; в общении самой легкой (тонкой, 
высокой), но и наименее содержательной является фоновая модальность, несколько 
более нагруженной является когнитивная и совсем тяжелой (плотной, низкой) – 
стилистическая. Поэтому, как правило, в монологах (устных рассказах) следует 
разумно сочетать эти модальности, не перегружая партнера ни фоновой 
модальностью (это было бы бессодержательно), ни когнитивной (это слишком 
нагрузочно и сухо), ни выразительной – это очень утомительно для восприятия. С 
другой стороны, хаотично менять модальности тоже нехорошо, и пока вы не 
научились их хорошо чувствовать, полезно освоить некоторые удобные стандартные 
формулы их чередования.
Короткие формулы 
Формула "Верхний спуск": фон – ког.
Эта формула часто производит приятное, гармоничное, убедительное впечатление: 
протагонист не бросается на партнера с бухты-барахты, а сначала как бы 
обозначает тему, а затем конкретизирует свою мысль:
– Как хорошо, что мы когда-то поженились! (фон) И теперь ты не откажешь мне в 
мороженом! (ког)
Упражнение . Начните следующие реплики и пять реплик по вашему выбору так, 
чтобы в результате получилась трансляция по формуле "верхний спуск".
1. – А мне купи этот кораблик.
2. – Где моя любимая кукла?
3. – Вассиан, принесите мне туфли!
4. – Берегись, Цецилия, моего гнева!
5. – Еда в холодильнике, Варфоломей.
Пример .
1. – У тебя ведь, папа, в детстве было много разных игрушек. (фон) А мне купи 
этот кораблик. (ког) 
Упражнение . Сформулируйте обращения по формуле "верхний спуск" в следующих 
ситуациях и в пяти ситуациях по вашему выбору.
1. Донос устный истинный несерьезный племяннику на друга.
2. Предложение неофициальное серьезное новой знакомой.
3. Возложение ответственности небольшой на сестру за событие.
4. Поддержка случайная эмоциональная делового партнера.
5. Комплимент подготовленный поверхностный знаменитости.
Упражнение . Ответьте по формуле "верхний спуск" на следующие обращения и на 
пять обращений по вашему выбору. 
1. – Ты зачем залез мне в карман, Георгий?
2. – А ведь некрасиво обманывать старших, Велизар!
3. – Слезь с моей шеи, дорогой Аристарх!
4. – Я не смею, Виринея!
5. – Могу предложить вам немного сыру, уважаемый Ладимир.
Формула "Нижний спуск": ког – стил.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 146
 <<-