|
своей волчихою голодной выходит на дорогу волк." Ух! (стил)
Основное внимание в своем романе поэт уделил светскому обществу. (фон) Оно было
блестящее, но жило за счет крестьянства. (ког) По поводу Евгения Онегина Пушкин
пишет, что он был его друг и что быть можно дельным человеком и думать о красе
ногтей. (ког) Онегин был дельным человеком не только потому, что заботился о
ногтях, он также учил французский язык и латынь, посещал балет, волочился за
светскими дамами, играл на бильярде в деревне, где заменил ярем барщины
старинной на оброк легкий, ухаживал за Татьяной, убил на дуэли Ленского и потом
долго странствовал по свету. (ког) В общем, повезло человеку! (стил)
Особенно подробно Пушкин описывает жизнь деревни. (фон) У Татьяны, например,
была крепостная няня. (фон) И она пела ей песни и рассказывала сказки –
наверное, те же самые, что Арина Родионовна – самому Пушкину. (ког) А какие же
еще?! (стил) А еще Онегин с утра садился в ванну со льдом – ужас! (стил) После
чего ему подавали резвого жеребца, и он на нем катался до обеда, порой срывая с
губ крестьянки черноокой младой и свежий поцелуй. (ког)
Однако Ленского, своего лучшего друга, к тому же – поэта, Онегин все-таки убил.
(ког) А зря! (стил) Ничего такого плохого Ленский ему не сделал, я считаю.
(ког) Жаль юношу, погибшего в цвете лет! (стил) Впрочем, как пишет Пушкин,
наверное все равно бы он впоследствии состарился и умер, так ничего интересного
и не сделав – такова была жизнь в царской России! (фон)
Таким образом великий русский поэт 19 века Александр Сергеевич Пушкин отразил
все стороны жизни русского общества этого века. (фон)
Упражнение . Расставьте модальности для каждой фразы этого сочинения с точки
зрения учителя литературы.
Упражнение . Напишите школьные сочинения на следующие темы и на пять тем по
своему выбору и определите семантическую модальность каждой фразы: а) с точки
зрения автора сочинения, и б) с точки зрения учителя.
1. Образ Наташи в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
2. Совесть и корысть (по роману Ф. М Достоевского "Преступление и наказание").
3. Проблема борьбы со злом в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
4. Тема семьи в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина".
5. Я и тяжелый рок (свободная тема).
Упражнение . Сочините и небольшой рассказ по каждой из следующих тем в каждой
из семантических модальностей.
1. Как я ловил щуку на блесну.
2. Как я со своим спаниелем Семой охотился на уток.
3. Как я разговаривал с инспектором дорожного движения.
4. Как я наблюдал солнечное затмение.
5. Как я ждал своего хозяина (рассказ щенка).
6. Почему плохо говорить неправду (объяснение родителя).
7. Где лучше проводить отпуск.
8. Как я встречаю злого, усталого и голодного мужа.
9. Как правильно помогать людям.
10. Как меня черт искушал.
11. Как правильно готовить овощи.
12. Как я живу на даче (письмо 10-летнего мальчика бабушке).
Пример . Рассказ "Как я ловил щуку на блесну".
– Я вообще очень люблю отдыхать на природе. По лесам погулять, по озерам, по
рекам на лодке поплавать, рыбку разную половить – это ли не удовольствие? У нас
природа-то и сейчас богатая, а тогда, двадцать лет назад, и вовсе изобилие
было: что дичи, что грибов, что рыбы. И я частенько, бывало, беру лодку,
спиннинг – и на рыбалку… отдых – это мое! И всякой разной рыбы, бывает,
наловишь, сколько душе угодно, а уж от щук просто продыху нет. Весело, одним
словом. (фон)
– Я всегда крючки у блесен сам затачиваю, чтобы кончики острые-острые были. И
вот в последний раз – представляете – на совсем маленькую, окуневую блесну
пятикилограммовую щучищу выловил. И еще десяток окуней приличных – а остальных
выпустил: пусть еще подрастут. И уха в результате знатная получилась, прямо
скажу: никогда еще такой не ел. (ког)
– Ну, щук на блесну – это класс! А я это дело – люблюуу..! Так она спинкой-то
черной своей в воде ходит: туда-сюда, туда-сюда! (показывает рукой) А потом
свечкой в воздух: фррр! И назад, и назад! (жест рукой вверх-вниз) Глупая она
рыба, глупая. Но сильнаяааа... Но выносливости – чуть. Совсем мало выносливости.
Устает, то есть, быстро – ну ОЧЕНЬ быстро! (стил)
Контекст устной речи.
Как правило, в устной речи фоновая и когнитивная модальности сильно различаются
интонационно: фоновая звучит легче и плавнее, когнитивная – резче, тяжелее и
увереннее. Стилистическая модальность, помимо "письменных", то есть
содержательных средств (метафоры и т. д.), часто выражается интонационно
нестандартными репликами, сильно акцентированными жестами и гримасами. В
стилистических трансляциях невербальные средства (жесты, гримасы) нередко
полностью заменяют слова – таковы, например, отрицательные и положительные
(кивок) жесты, гримасы отвращения, прыжки восторга и т. п.
– (легко) Сегодня уже как будто похолодало, снежок вроде полетел… (фон)
(серьезно) А у тебя шуба на зиму есть? (ког) Тут, в Сибири, (выразительно
съеживаясь) ШУБИЩА нужна! (стил)
Фоновая модальность часто используется, когда протагонист говорит "просто так",
то есть заполняет межличностное пространство, и не имеет в виду, что его слова
нуждаются в ответе или серьезном восприятии; в этом случае партнер вправе
спросить: "А к чему это ты клонишь?" – или проигнорировать прямой смысл
|
|