|
5. – Судьба всех больших политических инициатив нашего времени – полное
забвение, в лучшем случае – снисходительная улыбка будущего историка.
6. – Мировой Разум открыт для каждого, кто к Нему апеллирует в своих помыслах,
хотя бы и низменных.
7. – Вот так-то вот, дорогой товарищ Доротея.
8. – Земной шар дал приют многим рекам, морям и океанам, не говоря уже о прочих
людях и зверушках.
9. – Ни-ни, Нюня, ни-ни!
10. – Тсс! (поднося палец к губам)
КОНТЕКСТ
Роль контекста.
Одна и та же трансляция в зависимости от контекста может иметь разные
семантические модальности – фоновую, когнитивную или стилистическую. Например,
одна и та же фраза в зависимости от обстоятельств может:
прозвучать общим местом, и следовательно, получить фоновую модальность;
оказаться весьма содержательной, и быть воспринятой когнитивно;
показаться совершенно непонятной или "выпендрежной", и потому оказаться
стилистической.
Рассмотрим, например, фразу:
– Символом отношений в моей семье мог бы служить огнедышащий вулкан.
Высказанная мужем в приватной беседе со своей женой, эта фраза имеет для нее
фоновую модальность, поскольку самоочевидна и подразумевает продолжение. Однако
та же самая фраза, адресованная новой знакомой мужа, имеет отчетливую
когнитивную модальность, то есть очевидный смысл, не нуждающийся в дальнейшей
расшифровке. И эта же фраза, сказанная публично в среде, не склонной к
использованию пышных метафор, вполне может быть воспринята как неуместный
выпендреж, то есть в стилистической модальности.
Упражнение . Придумайте 10 реплик, которые в зависимости от фразы, которая им
предшествует, приобретают а) фоновую и б) когнитивную модальность. Приведите
эти предшествующие фразы.
Упражнение . Придумайте (если это возможно) ситуации, в которых следующие фразы
имеют: а) фоновую модальность и б) когнитивную модальность.
1. Антарктические пингвины – моя любовь.
2. Печальна участь влюбленного на расстоянии.
3. На солнышке и душа отогревается.
4. Корнилий теперь как сыр в масле катается.
5. Уволь, батюшка!
6. Хорошо.
7. Приходите в гости, Орест Ипполитович!
8. Некрасиво получается, уважаемый Гермоген!
9. Весной все коты очень оживляются.
10. А мне тут хорошо!
Упражнение . Придумайте десять фраз, которые в зависимости от контекста могут
иметь фоновую или когнитивную модальность, и опишите эти контексты.
Письменный текст.
В письменном тексте семантические модальности предложений обычно довольно четко
обозначаются.
Всевозможные описания природы и костюмов действующих лиц в художественной прозе
имеют отчетливую фоновую модальность, так же, как и исторические,
географические и прочие экскурсы и отступления:
Давным-давно, в стране удивительной и необыкновенной, жил небольшой, но дружный
народ. (фон)
Наоборот, диалоги и описания действий героев имеют обычно когнитивную
модальность:
И тут Иван-дурак взмахнул своим мечом и, изловчившись, отрубил двенадцатую
голову Змею-горынычу. (ког)
Cтилистические средства в письменной речи используют все профессионалы, имеющие
целью произвести на предполагаемого читателя сильное впечатление. К их числу
относятся метафоры и сравнения, игра слов, откровенные преувеличения и
преуменьшения, а также шрифтовые изыски: различные комбинации вопросительного и
восклицательного знаков, курсив, жирный шрифт, подчеркивание, прописные буквы
вместо строчных и т. п. На интернет-сайтах с теми же целями активно
используются шрифты различных цветов и причудливых начертаний.
– Вот ТАК-ТО вот! дорогой ты наш Никодим Валерьяныч!!!! (стил)
Стилистическая модальность в письменной речи часто возникает при нарушении
(разовом или систематическом) языковых правил, отображении акцента,
использовании диалектов, просторечий, жаргона и т. п.
– Вы за мене не опасайтесь, теть Клава, я весь он тут. (стил)
В качестве примера рассмотрим школьное сочинение. После каждой фразы указана ее
модальность (с точки зрения автора сочинения).
Роман "Евгений Онегин" как зеркало русской жизни 19 века
Сочинение ученика 8 класса
Пушкин – великий русский поэт. (фон) Он жил в России в19 веке нашей эры. (фон)
Это была царская Россия. (ког) И Пушкин ее описывал в своем знаменитом романе в
стихах. (фон)
Много значения в своем романе Пушкин уделял природе. (фон) Он описывал природу
весной, летом, осенью и зимой. (ког) Он также описывал Петербург, деревню, где
скучал Евгений, блестящую речку, лес, коньки, Жучку и волков, а также улетающих
журавлей. (ког) Мне особенно про волков понравилось, так здорово! (стил) "С
|
|