|
людям, которые его воспринимают. Фактически переносить этого человека довольно
трудно, но упрекнуть его в чем-то конкретно в нашей культуре иногда совершенно
не представляется возможным. Максимум, что он может услышать: “Слушай, ну ты
ведешь себя как-то не так!” А как именно не так, партнер объяснить обычно не в
состоянии. Например, излагая одну и ту же тему, этот человек совершенно
немотивированным образом может менять настроение своего рассказа, из
модальности панихиды и полного уныния моментально перескакивая в модальность
ожидания светлого будущего и новых неожиданных источников поддержки, прыгая
оттуда в модальность, предполагающую существование уже готового, исправно
функционирующего механизма, когда о нем еще даже нет никакой речи, а затем
моментально разрушая этот механизм и делая выводы о полной никчемности его
существования. Все это производит на слушателя иногда оглушительное впечатление,
которое никак не хочет суммироваться на уровне ментального понимания. “Так к
чему вы все-таки клоните, где мы едем? Что у нас есть и что мы планируем? К
каким целям мы стремимся и к каким выводам придем в результате всего этого?”
Ответа ни на один из этих вопросов у нашего героя нет, и он и не имеет в виду,
что они должны быть, однако он ведет себя таким образом, как будто все три фазы
времени давно у него в кармане, и он с ловкостью фокусника вытаскивает из своих
карманов то одну, то другую, то третью, не обращая внимания на то, как
уродуется и искажается при этом сюжет его повествования или действия.
Типичный пример поведения на первой стадии проработки диалектического архетипа
дает поведение энергичного до нагловатости журналиста, который берет интервью у
знаменитости. В модальности творения идет в этом случае представление героя
передачи, рассказ или предъявление телезрителю новых сторон жизни и
деятельности знаменитости. В фазе осуществления идут серьезные вопросы,
касающиеся ее работы. К фазе растворения относятся ее оценки прожитой жизни,
отдельных жизненных сюжетов, а также оценки других людей и профессионалов. Не
давая возможности знаменитости закончить свой ответ в той или иной модальности,
журналист ее перебивает и, в соответствии со своим планом интервью, задает
вопрос в другой модальности, затем в третьей, затем снова в первой, в
результате чего знаменитость начинает хлопать глазами, несколько раздражается и
все происходящее начинает ей напоминать действие на арене цирка, и то же
впечатление складывается и у телезрителей.
Стадия 2. Идентификация. На этой фазе человек начинает отдавать себе отчет, что
существуют три фазы времени - творение, осуществление и растворение. Он,
естественно, называет их какими-то своими словами и выбирает себе любимую,
которую сознательно или бессознательно стремится использовать во всех случаях
жизни. К остальным он относится скептически, и в какой бы модальности ни
выступал собеседник, отвечает, как правило, в любимой. При этом он осознает (в
некоторых случаях) свою инертность и некомплементарность, но обычно винит в ней
окружающих, а не себя. Другими словами, этот человек понимает, что бывают,
например, такие обстоятельства, когда критика неуместна, то есть он ощущает
фазу творения как некоторое особое состояние психики или природы, когда можно
собирать и не отдавать и не накапливать про запас, а просто играть, не неся за
это ответственности. Но если эта модальность не является его любимой, то он
будет рассматривать ее, во-первых, как быстро проходящую, во-вторых, несолидную,
а в третьих, предназначенную исключительно для следующей фазы, фазы
осуществления, если он на ней фиксирован. Если же он фиксирован на фазе
растворения, то он будет воспринимать и фазу творения, и фазу осуществления как
подготовительные для самой основной, самой интересной и содержательной фазы
растворения, и с ее позиций рассматривать все, что происходит, осознавая порой
некоторую свою неадекватность, но тем не менее не считая ее особенным грехом.
Для этой фазы характерно снисходительное или пренебрежительное отношение к
фазам, отличным от той, на которой он фиксирован, хотя его оценки будут
различными в зависимости от того, с позиции какой именно фазы он рассматривает
остальные. Например, фаза творения выглядит совершенно неубедительной и
эфемерной как с точки зрения фазы осуществления, так и с точки зрения фазы
растворения, но их критика ее будет совершенно различной. В легкомыслии фазу
творения упрекнут обе оставшиеся фазы, но если фаза осуществления упрекнет фазу
творения в безответственности, чрезмерно легкомысленном отношении к тем благам,
которыми она пользуется, и к тем обязательствам, которые она берет на себя, то
фаза растворения упрекнет фазу творения в чрезмерной поглощенности самой собой
и отсутствии должного внимания к тому, чем все должно заканчиваться. Фаза
осуществления, с точки зрения фазы творения, чересчур серьезна, занудна и
ограничена в своем восприятии действительности. Надо легче - считает фаза
творения. Фаза растворения также считает, что фаза осуществления ограничена в
своем восприятии, но в несколько ином аспекте - она не думает о тонкостях, о
завершении собственных программ, а это единственное, что важно и интересно.
В общем, говоря об отношениях между архетипами, можно сказать, что для второй
стадии характерна фиксация человека на одной из фаз и игнорирование остальных,
даже ценой некомплементарности своего поведения и плохого взаимопонимания с
другими людьми, и неадекватности поведения во многих ситуациях. Однако любимую
модальность человек чувствует своей, а остальные чужими, и этим все сказано.
Стадия 3. Конкуренция. На этой стадии человек осваивает все три фазы времени,
одни чуть лучше, другие чуть хуже, но в принципе он воспринимает их все три, и
в случае необходимости может использовать и воспринимать каждую из них. Однако,
фактическое использование этих фаз плохо им регулируется, то есть считая
необходимым и желательным использовать данную фазу, он, чуть отвлекшись,
переходит почему-то на другую, и в целом у него может возникнуть впечатление,
что где-то у него в подсознании идет отчетливое соперничество между
|
|