|
поразмыслить, например, на тему о роли оленя как биологического вида в жизни не
только его семьи, но и волков его леса, а также прилегающих к лесу территорий.
Профессиональный уровень проработки архетипа растворения дает человека, который
хорошо знает свое дело. Так, в романе В. Набокова “Приглашение на казнь” к
осужденному приходит его будущий палач, завязывает с ним дружеское знакомство и
между делом тщательно ощупывает его шею, уточняя ее анатомию - с тем, чтобы
оптимальным образом нанести решающий удар. Менее драматичный пример - работа
повара, который готовит блюдо - максимально приближая пищу к фазе растворения
во рту и желудке едоков, ценителей его творчества. Впрочем, сам по себе повар
работает, естественно, под архетипом осуществления, как и любой другой
профессиональный работник, но тень архетипа растворения, или субмодальность
архетипа растворения, безусловно, в его работе фигурирует. Пища должна быть
съедобной, то есть готовой к растворению в окружающей ее среде организма. На
профессиональном уровне фазы растворения работают хирурги, точно отрезающие то,
что в организме человека является для него лишним, врачи-стоматологи, очищающие
зубы от налета и лечащие кариес, врачи-натуропаты, занимающиеся чисткой
кишечника, крови, лимфы, печени, желчного пузыря и т.д. Однако, точность и
экологичность для окружающей среды фазы растворения - не главный и не
единственный признак профессионализма.
Вероятно, самое главное, что отличает профессиональный уровень фазы растворения,
- это хорошее понимание и преимущественное внимание к этике происходящего.
Этика фазы растворения кардинально отличается от этики фазы осуществления и
этики фазы творения, но не в этом одном лишь дело. Важно то, что этика на фазе
растворения приобретает преимущественное значение, как бы возвышаясь над жизнью
объекта. Можно сказать, что ради формирования своих итогов жизнь и проходит -
по крайней мере, так кажется человеку на фазе растворения. Итоги жизни это
совсем не ее непосредственное содержание, которое волновало человека на фазе
осуществления. Моральные выводы, более тонкое понимание и не только жизни
объекта, но и вообще жизни как таковой - вот итоги, которые интересуют человека
на фазе растворения. Смысл жизни и существования не только объекта, но и
похожих на него, смысл собственного существования, выход за рамки
обусловленного мира и понимание высшей закономерности бытия - вот плоды,
которые несет с собой фаза растворения, и человеку, профессионально ее
осваивающему, она кажется не только неизбежной и необходимой частью
существования, но и самой интересной его частью. Смерть не только завершает
жизнь, считает он, она еще и окрашивает жизнь особым светом, давая ей глубокое
содержание, которое по-настоящему проявляется и становится видным лишь на фазе
растворения. На профессиональном уровне фазы растворения у человека появляется
мудрость - качество, которое возникает именно на этой фазе и в известной
степени противопоставляется уму, характерному для фазы осуществления.
Профессионализм фазы растворения - это тонкий аромат гнилостного брожения,
эстетика загнивания и декаданса.
ПРОРАБОТКА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА
Тема проработки универсального архетипа - это тема взаимоотношений составляющих
его частных архетипов, и взаимодействия их модальностей. В зависимости от того,
насколько человек осознает эти модальности, видит, чувствует и слышит их в себе
и в окружающем мире и умеет ими управлять, зависит уровень его мира с самим
собой, его эффективность во внешних и внутренних проектах.
Стадия 1. Первичный хаос. На этой стадии человек вообще не задумывается о
модальностях времени и делает вид, что они для него неразличимы. По крайней
мере, в его речи и в его поведении они перепутаны самым неожиданным и
катастрофическим образом- однако, он не обращает на это никакого внимания.
Воспринимая других людей и ситуации, он также не обращает внимания на то, какая
модальность времени в них является основной (ведущей), и попадает нередко
впросак или же вносит в ситуацию необыкновенный хаос, разгрести который может
оказаться довольно сложно.
Его поведение чаще всего некомплементарно, то есть он не умеет поддерживать те
модальности, которые предлагают ему ситуация или партнер, и перебивает ее своей.
Кроме того, он перебивает еще и сам себя, не замечая всей нелогичности и
непоследовательности своего поведения. Начать за здравие, а кончить за упокой -
любимый его прием; впрочем, он подсознательно владеет и многими другими,
смешивая модальности в самый невообразимый ком.
Новый сотрудник приходит на работу. “Заранее побеспокойся о том, как ты будешь
отсюда увольняться", - многозначительно скажет ему наш герой, надолго испортив
человеку настроение и сделав его осторожным в ситуации, когда этого совершенно
не нужно. Дряхлого старца, недалекого от гробовой доски, он будет обстоятельно
поучать, как тому следовало вести себя в юности, чтобы не попасть сейчас в
столь тягостное положение. Человеку, погруженному в серьезную и ответственную
работу, будет советовать поскорее ее сворачивать за полной безнадежностью или
полностью перестраивать свое отношение к ней, учиться новому творческому
подходу. Мать, уговаривающая своего пятилетнего сына съесть на ужин овощной
салат вместо любимого им бутерброда с сыром, мотивируя это богатством витаминов
и особенностями физиологии переваривания пищи в ночное время, находится на
первой стадии проработки диалектического архетипа: мальчик ждет от нее
откровения в модальности творения, она же произносит текст, отчетливо
относящийся к модальности осуществления, к тому же ему совершенно непонятный.
Для первой стадии характерно самопрерывание, когда человек спонтанно меняет
модальность своего поведения или речи, не замечая того, что эти перемены не
мотивированы ни ситуацией, ни его прежними словами и резко, грубо и жестко
прерывают его поведение, чрезвычайно мешая как ему, так и развитию ситуации и
|
|