|
понимании - это эмоция, имеющая модальность осуществления. Какова же
модификация гнева, если эта эмоция идет в модальности творения? Чаще всего -
это возмущение или острое возмущение, эмоция, которая охватывает человека
целиком, застилает ему глаза и является непосредственной реакцией на грубое
нарушение его жизни. Таким образом, возмущение не имеет отчетливой акцентуации,
направленной вовне. Это есть состояние человека, когда его внимание направлено
вовнутрь и фиксирует острое недовольство тем, что произошло с ним самим. Точнее
говоря, это реакция психики на сильный удар извне. Некоторые люди умеют гасить
и умиротворять в себе острое возмущение, минуя фазу гнева, у других она ведет к
разрушению части психики, третьи умеют с ним справиться, а четвертые переводят
возмущение в гнев, направленный уже на обидчика или на иную причину возмущения
человека.
Какая же эмоция соответствует в данном случае модальности растворения? Это или
жалоба, или снисхождение. Призыв сменить гнев на милость, обращенный к владыке,
имеет смысл именно смены модальностей. Когда человек проявляет благородство,
гнев превращается в милость или снисхождение, то есть растворяется в психике
самого человека, превращаясь в гораздо менее агрессивную и значительно более
мудрую реакцию, завершающую психологический процесс, начавшийся, как правило,
острым возмущением, затем переросший в гнев и, наконец, утихомиривающий этот
гнев и сводящий его если не к нулю, то к минимальной величине. Но это, так
сказать, благородный вариант, реакция сильного человека. В случае реакции
человека слабого, который не умеет справиться с эмоцией, она не имеет
возможности реализоваться на фазе осуществления (когда гнев переходит, например,
в мощный удар мечом по голове обидчика), тогда энергия гнева мельчает,
начинает разрушаться и превращается в поток жалоб, которыми человек оглашает
окружающее пространство, не слишком надеясь на то, что они будут услышаны и
восприняты. Жалоба по своей модальности - эмоция, отчетливо относящаяся к фазе
растворения, свидетельствующая о том, что сам человек в некотором смысле гибнет,
то есть находится на фазе растворения, и не рассчитывает на адекватную помощь.
Поэтому деловые люди, находящиеся, в основном, в модальности осуществления, не
склонны к жалобам, а, стараясь сохранить свои эмоции также в фазе осуществления
или творения, предъявляют претензии или пытаются заключить договор. Первое
поведение идет по типу творения, второе - в рамках фазы осуществления.
Эмоциональный договор может выглядеть приблизительно так (естественно, это не
проговаривается в прямых словах, но как бы подразумевается): “Я высказываю тебе
свое ограниченное недовольство и в ответ готов выслушать также ограниченное и
культурное твое недовольство. Мы, таким образом, останемся в балансе”. Когда же
человек издает поток эмоциональных жалоб, то ни о каком равновесии речи не идет.
Он как бы отчасти отравляет им окружающее пространство, пытаясь облегчить свою
психологическую или жизненную участь, но ни на какой особенный возврат,
соответствующий тяжести положения, он не рассчитывает.
Вопросы к читателю. Разрешаете ли вы себе эмоцию гнева? Попробуйте проследить
за собой в минуты своего острого возмущения. Что происходит вслед за этим?
Каковы модальности вашего гневного эмоционального состояния? Удовлетворительно
ли вы проживаете эти свои состояния? Как вы склонны реагировать на проявление
возмущения или гнева со стороны ваших близких, ваших деловых партнеров? Как вы
относитесь к эмоциям, сопутствующим милости, жалобам, снисхождению? Разрешаете
ли вы их себе? Своим окружающим? Воспринимаете ли вы их как логическую точку в
цепи предшествующих более сильных эмоций или считаете их существующими сами по
себе?
Вина
Для фазы творения характерно острое чувство вины, внезапно появляющееся,
пронзающее человека насквозь и заслоняющее на минуту весь мир. Для фазы
осуществления характерно менее острое, но устойчивое состояние вины, которое
становится как бы частью жизни человека или ее постоянным эмоциональным фоном,
который не очень меняется со временем, либо частью эмоциональной жизни человека,
в какие-то моменты вспыхивающей и в какие-то моменты затихающей. В данном
случае вина уже не выбивает человека из состояния душевного равновесия
полностью, и человек обращает внимание на объект, перед которым он виноват. На
фазе творения этого не происходит, здесь чувство вины настолько сильно, что
внимание человека полностью направлено на себя, и вина кажется громадной,
всепоглощающей. На фазе осуществления так не бывает. Здесь вина всегда
ограничена и в какой-то степени скомпенсирована, - но тем не менее она является
постоянно действующим фактором: он жжет человека наподобие язвы, которая никак
не хочет зажить; она не распространяется вширь, но и не заживает. На фазе
растворения эмоция вины гаснет, человек объективно чувствует, что он вину как
бы загладил или она за давностью лет забывается, растворяясь в иных психических
процессах, в том числе отрицательных переживаниях. Если на фазе осуществления
чувство вины, как правило, сопровождается угрызениями совести, которые как бы
призваны направить внимание человека на необходимость ее искупления, то на фазе
растворения совесть уже меньше тревожит человека, а больше вступает в силу
забвение той ситуации, которая породила когда-то острое чувство вины и
послужило началом этого процесса. На фазе растворения человек часто меняет свое
представление о том, в чем именно он был виноват, переосмысливаются и его
собственное поведение, и восприятие, и приходит новое понимание всего сюжета,
породившего и сопровождавшего чувство вины в целом. На фазе растворения
угрызения совести, типичные для фазы осуществления, нередко превращаются в
чувство ограниченного долга, который человек и исполняет по отношению к объекту
вины.
Вопросы к читателю. К какой модальности чувства вины вы наиболее склонны? Какую
|
|