|
как определенный баланс чувств, то есть у человека есть ощущение, что он что-то
получает от общения с любимым существом и что-то ему дают, и ему кажется, что
для нормального существования должно быть определенное равенство в отношениях,
а неравенство ведет к их омрачению, а, возможно, и к разрыву. И он старается,
насколько хватает его сил, этого неравенства избежать и отношения регулировать.
Для фазы растворения характерна любовь жертвенная, в которой ни о каком
равенстве говорить не приходится, здесь человек все свое внимание, все силы
направляет на любимое существо, которое находится от него на известном
расстоянии, иногда вне прямой досягаемости, и эмоции любви в данном случае
основным фоном имеют разрушение отношений или разрушение самого объекта.
Нередко жертвенная любовь переходит в любовь-жалость, столь почитаемую многими
философами и поэтами и плохо понятную молодежи, которой, скорее, свойственна
экстатическая любовь фазы творения. Однако именно жертвенная любовь иногда
способна заставить человека кардинально изменить себя и стать совершенно другим
ради отдаленного идеала. Если же этот идеал приближается, а любовь получает
шансы на переход в фазу осуществления, то таких перемен, как правило, не
происходит, да они человеком и не подразумеваются. Эта ситуация обрисована в
стихотворении А. С. Пушкина “Жил на свете рыцарь бедный”, а также в
замечательном цикле стихов Н. Заболоцкого “Последняя любовь”. Однако цитировать
эти стихи нужно целиком, поскольку фаза растворения не терпит краткости и
ножниц, так что читатель может сам открыть томик Пушкина или Заболоцкого и
погрузиться в модальность растворения стихии любви на неограниченное время…
пока его не позовут очередные обязанности или новая влюбленность.
Вопросы к читателю. Какую любовь вы считаете настоящей? Какую любовь вы
получали от своих родителей? От своего супруга? Были ли в вашей жизни
впечатления, связанные с любовью к вам, которые вам было трудно понять?
Попробуйте оценить их модальность и субмодальность. Способны ли вы любить на
бегу? Когда вы видите любимое существо, склонны ли вы сразу заключить его в
объятья или сделать некоторую паузу и внимательно его рассмотреть, понять его
состояние, настроение, мысли и чувства?
Недовольство
Всякая эмоция может быть либо как-то разнесена по трем модальностям времени,
либо относится к одной из трех модальностей, но имеет свои аналоги в остальных
двух. Например, недовольство, обычно понимаемое как хроническое недовольство,
явно относится к модальности осуществления. Это, так сказать, постоянно
действующее чувство, причина которого - неодобрение человеком не чего-то такого,
с чем он еще никогда не сталкивался и что происходит впервые в его жизни, а
реакция на хорошо известный раздражитель, который не вызывает у него разрушений,
то есть так или иначе может быть компенсирован. Когда человек говорит: “Я
недоволен”, - он имеет в виду, что у того человека или объекта, которым он
недоволен, есть возможность исправить нарушение и воссоздать исходный баланс.
В фазе творения соответствующей недовольству эмоцией является, по-видимому,
огорчение, особенно острое огорчение. Это чувство, вызываемое у человека
неожиданным неприятным событием, которому он не подготовлен и которое ему как
бы пробивает насквозь его астральное тело. Острое огорчение это, если можно так
выразиться, свежая, неожиданная эмоция, которая застает человека
неподготовленным, нередко захватывает его целиком и у которой есть несколько
вариантов развития, но в любом случае она предполагает какую-то эмоциональную
реакцию человека, то есть изменение его эмоционального фона. Хроническое
недовольство означает наличие в эмоциональном фоне определенной ноты, но не
изменение его целиком.
Какая же эмоция в цепочке огорчение - недовольство является замыкающей, то есть
относится к фазе растворения? Один из вариантов - это печаль, которая может
быть умиротворяющая или разъедающая. Умиротворяющая печаль не только разрушает
что-то в самом человеке, например, жизненный сюжет, который был им прожит, но и
завершает этот сюжет, тихо хороня его в эмоциональном пространстве.
Умиротворяющая печаль длится некоторое время, не причиняя человеку особых
неприятностей, не является для него неожиданной или постоянной эмоцией. Она
существует некоторое время, выполняет свою сглаживающую, смягчающую, в чем-то
даже философскую функцию, а затем тихо и бесследно исчезает, подобно тому, как
растворяются в объемлющем этносе остатки вымирающего народа с когда-то богатой
культурой.
Разъедающая печаль не столько хоронит что-то в памяти человека, сколько
пытается уничтожить его психику. Это состояние, которое не может считаться
здоровым, оно разъедает человека, отравляет все его бытие, и источник этой
негативной эмоции, кажется, со временем нисколько не слабеет. Здесь речь идет о
разрушении психики в целом, и нужны специальные меры для того, чтобы этот
процесс остановить, пока он не ушел слишком далеко.
Вопросы к читателю. Как развивается ваша реакция недовольства? На каких ее
фазах у вас стоит максимальный акцент? Разрешаете ли вы себе их все или же
некоторые являются любимыми вами, а остальное вы игнорируете, вытесняете в
подсознание, не считаете для себя возможным? Какие виды недовольства окружающих
вызывают у вас максимальный протест? Оцените их модальность и субмодальность.
Какие виды недовольства вы считаете приемлемыми при прямом обращении к вам, а
какие - при косвенном? Подумайте, можете ли вы изменить модальности и
субмодальности выражения своего недовольства по отношению к окружающим?
Проверьте на практике, что из этого получается.
Гнев
Гнев, так как он обычно понимается, имеет источником внутреннюю энергию
человека негативного порядка и в большинстве случаев гнев в его общепринятом
|
|