|
с которым человек в данный момент интенсивно общается. Если он находится в
радостном настроении, ему кажется, что радость свойственна всему миру и что он
будет радостен всегда; по крайней мере, будущее, в котором настроение у него
переменится, видится им как очень отдаленное и маловероятное. Хотя эмоции фазы
творения видятся как неукротимые, идущие вне границ, то есть никак человеком не
контролируемые и неуправляемые, и он принимает их такими, какие они приходят,
но странным образом они не являются для него разрушительными. То обстоятельство,
что фаза творения чем-то напоминает детский сад, в котором он может вести себя
совершенно непринужденно, защищает человека от чересчур большой силы эмоций, от
чрезмерно сильного включения разрушительных эмоций; последние если и приходят,
то, скорее, как символы, но не как реальные тяжелые состояния, которые
разрушают психику. Поэтому горе человека, который в целом находится под
архетипом творения, чересчур живописно, и видно, что он его переживает, но оно
его не разрушает, и поэтому окружающие нередко относятся к нему снисходительно
и поверхностно. Так родителям трудно воспринимать всерьез горе своего малыша, у
которого сломалась игрушка, зная, что он через три минуты отвлечется и
заинтересуется следующей и настроение его изменится на прямо противоположное.
Для фазы осуществления характерны эмоции управляемые, ровные или циклически
изменяющиеся, устойчивые и в принципе устраивающие человека, то есть
определенным образом окрашивающие его жизнь, его устойчивые жизненные сюжеты, и
человек, хотя он может быть ими и недоволен, но не склонен со своими эмоциями
сражаться, их искореняя или, наоборот, добывать те, которых ему не хватает. У
него есть желание прожить их подробно, прочувствовать их оттенки, увидеть
эмоции в других людях, пережить эмоции других людей в своей душе. Он различает
эмоции, которые к нему приходят, и эмоции, которые он транслирует во внешний
мир. Это совершенно не свойственно фазе творения, где человек идентифицируется
с актуальной эмоцией и представляет, что весь мир также наполнен ею. Здесь
эмоции чаще всего укрощенные, введенные в рамки, функциональные; если они
негативные, то хронические, то есть они приходят регулярно и разрушают человека
в такой степени, что он через какое-то время восстанавливается обратно. Здесь
эмоции поддерживают гомеостаз и поддерживаются им.
Для фазы растворения характерны эмоции ослабевающие, которые были когда-то
яркими, потом функциональными, а потом вообще перестали человека интересовать;
от них остаются, скорее, лишь воспоминания. Здесь эмоции поднадоевшие, отжившие
свое, интересные далеко не сами по себе, а лишь своими оттенками - тонкими и
многозначительными - которые не были видны ни на фазе творения, ни на фазе
осуществления, а проявляются лишь теперь и интересуют человека как гурмана. Он
может считать их ядовитыми или для себя, или для окружающих, но с каким-то не
вполне понятным для других фаз сладострастием их переживает, разрушаясь сам,
разрушая их и становясь питательной средой для окружающего мира. На этом этапе
к человеку часто липнут эмоциональные вампиры, которые приводят его в то или
иное неуравновешенное состояние, и когда он выдает негативную эмоцию, жадно ее
потребляют, оставляя его совершенно выпотрошенным эмоционально и энергетически.
Эти эмоции разрушают его психический гомеостаз и, чаще всего, работают на
окружающую среду. Он не имеет возможности на них влиять или влияет, но лишь в
тонкостях, а не в основном содержании эмоций, и его внимание направлено, в
основном, вовне, то есть первое, на что обращает внимание человек, это на то,
как его эмоции влияют на окружающий мир и как тот реагирует на них. То, что
приходит из внешнего мира, интересует его в гораздо меньшей степени.
Рассмотрим теперь в качестве примеров некоторые конкретные эмоции.
Любовь
Для фазы творения характерна влюбленность, или любовь экстатическая - состояние,
когда любовь обрушивается на голову человека, поглощая его целиком, когда его
внимание в гораздо меньшей степени направлено на объект любви, чем на самого
себя, когда он тотален в этом переживании и очень мало обращает внимания на то,
как окружающие реагируют на это его состояние. Ему кажется, что он влюблен и
весь мир влюблен, а объект его обожания разделяет его чувства, если же это
очевидно не так, то человек просто не обращает на это внимания, он полностью
поглощен своим состоянием, которое усиливается от любого жеста, от любого
проявления любимого существа независимо от прямого смысла этих жестов и
проявлений. Каждое новое слово, новый взгляд, поворот руки или головы любимого
существа наполняют влюбленного все новыми и новыми оттенками любовного
восхищения и экстаза.
Любовь на фазе осуществления - это совершенно иная эмоция, которая гораздо в
большей степени связана с объектом любви и которая может быть охарактеризована
как любовь деятельная. Здесь любимый объект по-прежнему освещен для человека
Божественным светом, но, во-первых, человек отделяет себя от объекта любви (на
фазе творения этого не происходит), а во-вторых, стремится вести себя и
действовать таким образом, чтобы обоим было хорошо. Он обращает внимание на то,
что некоторые проявления любимого существа вызывают у него особую радость, а
некоторые, все-таки, не очень нравятся, и учитывает это в своем поведении.
Кроме того, он видит, что объект любви имеет определенные потребности: что-то
его радует, что-то огорчает, в чем-то он нуждается, - и человек ведет себя
таким образом, чтобы помочь любимому существу в его жизни. На этом уровне
обычно происходит определенное согласование ценностных систем, то есть человек
дает право любимому существу иметь некоторую ценность, отличную от своих
собственных, дает также себе право иметь некоторые ценности, которых не
разделяет любимое существо, и выстраивает отношения в рамках общих ценностей,
делая на них больший акцент и стараясь не замечать разногласий. На фазе
осуществления любовь воспринимается как равное состояние или, во всяком случае,
|
|