|
эмоционального напряжения, и иногда разрешения, не является сколько-нибудь
умелым и понимающим коммуникатором или, попросту говоря, собеседником. Итак,
каковы же модальности пауз?
Для фазы творения характерны паузы редкие, короткие, спонтанные, совершенно
неожиданные, а также моменты скорого предвкушения того или иного важного и
заинтересовавшего человека события. Короткая пауза на фазе творения означает,
что человек кардинально меняет тему; если же после нее следует развитие темы,
то это означает, что он находится в фазе осуществления или растворения.
Для фазы осуществления характерны паузы хорошо продуманные, когда чувствуется,
что человек имел ее в виду и выдерживает вполне определенное время. Как говорят
чиновники, бумага должна вылежаться перед тем, как давать ей ход. Здесь что-то
похожее, человек считает, что пауза существует для того, чтобы его собеседник
мог переварить, воспринять и адекватно ассимилировать ту мысль, которую он
изложил, и в тот момент, когда это происходит, но не ранее того, можно
продолжать свою мысль дальше. Кроме того, для фазы осуществления характерны
целевые паузы, то есть паузы, которые делают специально с целью дать
собеседнику дать что-то сказать. Эти паузы могут затягиваться на вполне
существенное время, которое человека нисколько не смущает: он понимает, что для
того, чтобы взять на себя инициативу, его партнеру нужно иногда долгое время.
Люди, которые не умеют выдерживать длительных пауз такого рода, обычно склонны
к общению в модальности творения, и им очень сложно не заглушать своего
партнера, не заливать его водопадом своего самовыражения.
Для фазы растворения характерны паузы долгие, многозначительные, не столь
долгие, как на фазе осуществления, где у них определенная, предусмотренная
самим человеком длина, а еще гораздо более долгие, цель которых - сбить с толку
собеседника, разрушить тему, которая возникла. Многозначительность паузы дает
теме дополнительное, более тонкое, более абстрактное звучание, также сбивая
собеседника с фазы осуществления, если он на нее настроен. Для фазы растворения
характерна пауза разрушительная, некомплементарная, когда человек молчит
неприлично долго в ситуации, когда он должен что-то сказать, разрушая этим
ткань общения, ставя в неудобное положение своего собеседника и вынуждая его
проявить какую-то активность в ситуации, когда активность должен проявить сам
человек. Такого рода поведение характерно для стариков, которые во многих
случаях просто уходят в себя и пребывают там неограниченно долго, и с которыми
действительно очень трудно общаться, а также для профессиональных манипуляторов,
которые этими паузами сбивают с толку своих собеседников, расшатывают их
стереотипы. В обычном общении такого рода поведение выглядит чрезвычайно
неприятно, но многие люди не умеют с ним бороться и начинают проявлять
активность и что-то говорить, тем самым подчиняясь воле своего собеседника и
разрушая тот сюжет, который был заявлен только что. Впрочем, многозначительная
пауза в модальности растворения - не всегда признак того, что человек является
манипулятором, черным учителем и тому подобное. Иногда она - наиболее
адекватный и наиболее эффективный тип поведения в ситуациях, которые явно себя
уже изжили, но говорить что бы то ни было уже не стоит, слова не принесут ни
облегчения, ни завершения. В этих случаях длинная пауза, в конце которой можно
перевести дух и перейти к новой теме, фактически работает в качестве метлы,
выметающей словесный и ментальный мусор из ситуации, и люди, которые владеют
искусством выдерживания и организации такого рода пауз, могут оказаться весьма
эффективными и умелыми собеседниками.
Для фазы растворения характерны длинные фразы, отсутствие логических ударений,
использование местоимений вместо имен собственных, косвенное указание на
объекты. Например, вместо того, чтобы назвать имя человека, о нем говорится
“этот человек” или “человек, который вчера произвел на тебя сильное
впечатление” и т.п. Имя - мощный фактор творения, поэтому избегание имен
типично для фазы растворения. На фазе осуществления они используются, но на них
не делается логического ударения, свойственного фазе творения. На фазе
растворения они иногда просто опускаются “ну, этот, как его” или заменяются
отдаленными родственными указаниями “кум”, “второй муж второй жены моего
второго мужа”.
Вопросы к читателю. Какие фразы и обороты вы употребляете чаще всего? Оцените
их временную модальность и переведите их на язык двух других модальностей.
Попробуйте применить свои переводы на практике. Художественные тексты какой
модальности вам ближе? Какие вы не переносите, какие вас раздражают, оставляют
равнодушным (ой)? Любите ли вы мораль в басне? Нравится ли вам говорить
вступительное слово? Склонны ли вы в речи всегда следовать определенной линии,
не отвлекаясь на подробности, или любимое ваше занятие - “растекаться мыслею по
древу”, бесконечное ветвление и варьирование основной темы? Стремитесь ли вы в
своей речи обозначить главные идеи, основные контуры, проработать тему в
основном или исчерпать ее до конца? Какой тип речевого поведения у ваших
партнеров вам импонирует, какой раздражает? Оцените не только модальность, но и
субмодальность. Любите ли вы делать короткие выразительные паузы?
Содержательные паузы? Мучительные паузы?
ЭМОЦИИ
Для фазы творения характерны эмоции сильные, захватывающие, яркие и неожиданные,
новые для человека. Одна из них - это желание пережить неизведанное. При этом
для человека, как правило, самое главное - это то, что чувствует он, а чувства
остальных для него находятся в сильном тумане - за исключением людей, с
которыми он прямо себя отождествляет. Для фазы творения вообще характерно
отождествление человека с той эмоцией, которая им в данный момент владеет, с
сюжетом, который его захватил, с другим человеком, который вошел в его жизнь и
|
|