|
нему как к мужу и кормильцу следует существенно снизить или отменить вовсе.
Вопросы к читателю. Любите ли вы жаловаться на жизнь? Какого рода жалобы вам
свойственны? Спонтанные, не имеющие в виду дальнейшего развития? Регулярные,
систематические, касающиеся сложившегося образа вашей жизни и действия ваших
обидчиков? Или же жалобы на окончание жизненного сюжета, на безвременный конец
вашей молодости, веселья и т.п.? Жалобы какой модальности ваших окружающих
слышите вы чаще всего? Подумайте о том, насколько комплементарны ваши ответы?
Очень пожилой, больной человек жалуется вам на свои болезни и на возможность
скорой своей смерти. Склонны ли вы ответить ему: “Ничего, папаша (мамаша), ты
еще всех нас переживешь!” Оцените этот диалог с точки зрения модальностей.
Речь
Естественно, что модальность, в первую очередь, слышна в речи человека, в тех
словах, которые он выбирает, в синтаксисе, словоупотреблении, логических
ударениях и т.д.
Для фазы творения характерна речь спонтанная, бессвязная, без соблюдения
законов грамматики, сбивчивая, нередко весьма эмоциональная и изобилующая очень
емкими, сжатыми словами и выражениями с иероглифическим, то есть весьма и
весьма многозначным смыслом, который человек не склонен расшифровывать,
предоставляя это слушателю, но и не предполагая от него особой расшифровки,
считая, что он воспримет их так, как излагает это сам человек, то есть в виде
насыщенных энергией кратких квантов. У него нет идеи сообщить партнеру все
подробности и особого внимания к обратной связи, то есть за его речью нередко
стоит позиция “Как хочет, пусть так и понимает!” Вообще, для фазы творения у
человека характерно, в основном, стремление к интенсивному, яркому,
неразвернутому самовыражению. Описывая ситуацию, которая произвела на него
сильное впечатление, этот человек выразит это таким образом: “Ах, ух, ну, этот
гусь, как его, хрясь - и с копыт!” Логическое ударение здесь ставится на
ключевых словах; эпитетам, обстоятельствам и придаточным предложениям,
косвенным оборотам не место в такой речи, или же они произносятся крайне
невнятно. Логическое ударение здесь ставится на основных глаголах и
существительных, которые нередко ставятся в начало предложения или оборота, что
вообще типично для устной речи (в отличие от письменной).
Для фазы осуществления характерна речь относительно правильная, развернутая,
размеренная, которая строится с соблюдением определенных законов или правил, не
обязательно правил грамматики, но правил официальной грамматики в понимании
данного человека. Эта речь претендует на то, что она будет адекватно воспринята
окружением, то есть адресатом, и человек следит за обратной связью, то есть он
стремится к тому, чтобы правильно поняли, по крайней мере, его основную мысль.
Та же ситуация, которая на фазе творения выражена эмоциональной фразой из
предыдущего абзаца, на фазе осуществления может быть описана таким образом:
”Незнакомый мне гражданин, неловко споткнувшись о мой ботинок, упал прямо в
лужу”.
Если на фазе творения человек уделяет максимальное внимание и ставит
максимальное логическое ударение на подлежащих и сказуемых, то на фазе
осуществления большое внимание уделяется также обстоятельствам, прямым
дополнениям и иным членам предложения, которые несут на себе, с точки зрения
человека, важную нагрузку. Это может быть любая часть речи - это может быть
прилагательное, наречие, деепричастие - на нем он поставит соответствующий
акцент. Эллипсисы, то есть пропущенные слова, для этой фазы нетипичны, но,
разумеется, устная речь отличается от письменной в сторону несколько большей
краткости, и даже на фазе осуществления это различие сохраняется. Если вы
напишете стенограмму своих телефонных разговоров и сравните эти тексты с
текстами писем, которые вы пишете вашим друзьям и деловым партнерам, вы
обнаружите существенную разницу в стиле, даже если письма и разговоры идут в
модальности осуществления. Письменный язык более цветист, склонен к более
сложным предложениям, разветвленному синтаксису и меньшему логическому ударению
на каждом слове.
На фазе растворения характерна речь отстраненная, метафорическая, использующая
сравнения, выводящая далеко за рамки непосредственной темы обсуждения. Эта речь
подчеркнуто многозначительная, подводящая слушателя к отдаленным выводам, часто
сомневающаяся сама в себе, склонная к самоиронии, изобилующая вводными словами,
набирающая высоту, то есть поднимающая тему от непосредственного обсуждения к
философским, абстрактным категориям, склонная к обобщениям, сарказму, иронии,
сложным модальностям и отрицанию той мысли, с которой она начинается. Здесь
логическое ударение часто делается на словах, не имеющих прямого отношения к
сути дела, а уточняющих модальность изложения. Само слово “модальность”,
по-видимому, относится к фазе растворения. Уже известная читателю ситуация,
изложенная в модальности растворения, могла бы выглядеть так: "Если вас в самом
деле интересует, что именно произошло, и вы предполагаете, что я действительно
способен дать другим, а главное, самому себе, в этом осмысленный отчет, то,
помнится, где-то ввечеру, в связи с моим недостаточно осмотрительным поведением
в общественном месте, случился малоприятный для кое-кого инцидент с неожиданным
препятствием, возникшим на жизненном пути некоторого индивидуума, окончившийся
его совершенно неожиданным омовением в абсолютно не предназначенном для того
водоеме…"
Здесь же, видимо, следует сказать об очень распространенном приеме, характерном
для устной речи, а именно о паузе. Если в письменной речи паузы встречаются
довольно редко, то для устной речи они чрезвычайно характерны, и их длина имеет
совершенно принципиальное значение. Можно смело утверждать, что человек, не
умеющий обращаться с паузами - своими и чужими - и не чувствующий их
|
|