|
вы поставите его в неловкое положение: вполне вероятно, что он совершенно не
рассчитывал на такую вашу реакцию и не готов к подобному разворачиванию, то
есть к переходу в модальность осуществления. Чаще всего, жалобы и претензии в
модальности творения рассчитаны на то, чтобы сбить с ног партнера, а не на то,
чтобы он бросился их исполнять. К исполнению, по мысли человека, можно перейти
лишь после отчетливой перебранки, в ходе которой, может быть, его жалобы и
претензии станут ясны ему самому. А пока у него сложилось лишь первое
впечатление об истинной причине своего неудовольствия, и он это впечатление, не
таясь, высказывает своему партнеру, иногда в весьма энергичной, а то и
разрушительной для него форме. “Сегодня вечером в гостях ты вел себя совершенно
неприлично, оскорбил меня, даже сам того не заметив!” - возмущенно заявляет
жена мужу. “Но когда? В какой ситуации?” - недоумевает он. “А вот догадайся сам,
а то ты вечно ничего не видишь, кроме своей персоны, и топчешь других, сам
того не замечая!” Такого рода претензии, как правило, лапидарны, кратки,
бездоказательны и эмоциональны. Отвечать на них лучше мгновенным и полным
признанием своей вины, никак не уточняя, в чем именно она заключается, иначе
пафос фазы творения моментально пропадает, и человек, который жалуется и
предъявляет претензии, чувствует себя обойденным и обиженным (на этот раз -
сменой модальностей). Естественно, что эту обиду он не в состоянии выразить в
адекватных словах, и если его оппонент предложит ему объяснить, в чем же
все-таки дело, человек выскажется, например, так: “Ты меня никогда не понимал и
сейчас не понимаешь, и понять не способен!”. “Непонимание”, о котором идет речь,
это именно неучет модальностей, которые человек использует.
Жалобы и претензии, излагаемые в модальности осуществления, как правило,
основательны и подробны. Они обрисуют не просто обиду человека на его партнера,
судьбу, социальный круг, но и выявят моменты дисбаланса, то есть нарушения
общего равновесия, которое должно было бы складываться между человеком и его
партнером или человеком и обществом, в котором он вращается, но по каким-то
причинам не складывается, и человек работает на общество больше, чем получает
от него. “Я что ни день батрачу на тебя с утра до вечера, готовлю еду, стираю,
ращу твоих детей, а от тебя не слышу ни слова искренней благодарности!” Это
жалоба, хотя она, вероятно, справедлива, но по своему стилю, безусловно,
относится к модальности осуществления, так как в ней идет речь о дисбалансе в
отношениях, которые имеют устойчивый характер и сформированы в рамках сюжета,
который повторяется изо дня в день. Жалующаяся в данном случае утверждает, что
этот сюжет в принципе неравновесен. Ответ на жалобу в модальности осуществления
должен быть обязательно в модальности осуществления (возможно, в субмодальности
творения или растворения), но ни в коем случае не в модальности творения или
растворения, это воспринимается человеком как сугубая некомплементарность и
очередная обида. Если, например, на претензию, высказанную выше, муж скажет:
“Ну, давай я сегодня схожу в магазин,” - то жена воспримет это как усиление его
постоянных оскорблений, потому что его вину может загладить лишь изменение в
самом образе жизни и поведении, но никак не отдельно взятый положительный
поступок, якобы долженствующий облегчить жизнь, а фактически служащий для
отвода глаз, а завтра постылый продолжит все то же самое, но только еще хуже.
Впрочем, предложение разовым образом помочь жене в ее нелегком труде относится,
как это читателю очевидно, к модальности творения. В модальности же растворения
будет предложение сократить отношения в целом, например: ”Ну, если это тебя не
устраивает, найди себе другого мужа!” Логически этот ответ совершенно резонен,
но поскольку жена совершенно не собирается отпускать мужа, которого она в
глубине души любит и который ее в принципе устраивает, а в действительности ее
жалоба носит характер гиперболы, то есть сильного преувеличения, и в
действительности она воспринимает их отношения как находящиеся в фазе
осуществления, то предложение перевести обсуждение в модальность растворения ее
не устраивает абсолютно, и она обижается еще сильнее.
Как же выглядят претензии в модальности растворения? Чаще всего они имеют такой
характер, что видно, что их в принципе никак нельзя удовлетворить, то есть
выровнять баланс уже невозможно. Их можно только принять к сведению и глубоко
огорчиться, что, собственно говоря, и имеет в виду жалующийся. Он говорит слова,
которые не дают, по его мысли, возможности оппоненту отреагировать, оставшись
целым. Их цель - разрушение его целиком или какой-либо его структуры, и ничто
меньшее жалующегося не устроит. По идее, если партнер, которому он предъявляет
претензии, скажет ему: “Да, я перед тобой виноват. И как ты думаешь, что я
теперь должен сделать, чтобы искупить свою вину?” - то ответ, по мысли человека,
должен быть, например, таким: “Теперь уже поздно, вину искупить ты уже не
можешь, живи вечно с ее сознанием. Сократи свою жизнь до минимума, а лучше
всего - пусти себе пулю в лоб! Или расстанься со всем, чем ты владеешь, купи на
последние деньги билет в Индию и отправляйся в паломничество вдоль Ганга, прося
подаяние по дорогам". Жалоба в модальности растворения - это жалоба на
невозвратимую утрату в жизни жалующегося, восстановить которую уже не
представляется возможным. Опять-таки, эту модальность следует правильно
понимать, потому что, отвечая на жалобу в модальности растворения и делая при
этом вид, что эта жалоба относится к модальности осуществления и дело можно еще
поправить, значит человека совершенно не понять и снова обидеть. “Понимаешь ли
ты, что я с этой кровати уже не встану!” - говорит мужчина своей жене после
инфаркта. Если она начнет его утешать и говорить: “Ничего, ты скоро
выздоровеешь и вернешься на свою работу,” - она тем самым продемонстрирует, что
воспринимает его жалобы в модальности осуществления, то есть как жалобы на
временное ослабление его здоровья, в то время как самый смысл его утверждения
заключается в том, что он не сможет работать как раньше и теперь претензии к
|
|