|
же сюжет, повинуясь нитям в руках кукловода. Для варварского уровня характерно
не столько ощущение ответственности человеком за сюжет, в котором он находится
и который осуществляет, сколько паразитизм на этом сюжете. Другими словами,
ощущая важность и ответственность этого сюжета самого по себе, этот человек
позволяет себе питаться его энергией, зная, что сюжет чрезвычайно устойчив, и
вслед за весной придет лето, которое сменится осенью, за которой наступит зима,
и как бы он себя ни вел, на ритмичности и повторяемости сюжета это не скажется,
и та милостыня, которую этот сюжет ему выделяет, или мелкое воровство или даже
крупный грабеж, которому человек подвергает объект, находящийся на фазе
осуществления, никак существенно на его сюжете не скажутся. Так чиновники,
надеясь на твердость государственного порядка, берут взятки, не задумываясь о
том, что они тем самым подрывают силу и эффективность государственной машины,
так царь ввергает свою страну в очередную войну, надеясь на свой трудолюбивый
народ, который по ее окончании быстро восстановит разрушенное хозяйство и
величие его царства. Так человек, совершенно не понимая, какие возможны
последствия, но надеясь на устойчивость природных ритмов, вмешивается в жизнь
на уровне генов, повышает во много раз уровень радиации на планете и делает еще
очень многое другое, например, строит техногенную цивилизацию, никак не
встраивая ее в биоценоз. Для варварского уровня фазы осуществления характерно
пренебрежение и совершенное непонимание двух других фаз времени. Поэтому жизнь
другого человека, например, находящегося на фазе творения и получающего гораздо
больше, чем отдающего, если вообще отдающего что бы то ни было, у человека
осуществления вызывает раздражение, презрение, гнев или бессильную черную
зависть. Вот тому по непонятным причинам, постоянно везет и удача ему
сопутствует, но, несомненно, это когда-то кончится и кончится весьма плачевно,
полным крахом. Это позиция муравья, урезонивающего стрекозу в известной басне.
При этом к фазе растворения человек осуществления на варварском уровне также
относится чрезвычайно скептически, воспринимая ее как низший беспомощный и
неэффективный вариант фазы осуществления.
На любительском уровне человек осуществления - это примерный и усердный
работник, добросовестный, хорошо знающий, сколько стоят его услуги и каково
качество материала, который поставляет ему окружающая среда. Его можно условно
назвать ремесленником, квалифицированным ремесленником. Он является
исполнителем, для которого творческое начало есть нечто несущественное и даже в
какой-то степени вредное. Он привержен определенному ритуалу, в котором не
предусмотрено никаких особых новшеств, а творчество выражается в несущественных
вариациях, по которым одно его изделие можно отличить от другого, но в целом
они похожи друг на друга как две капли воды. Его интересует не столько
разнообразие того, что он делает, сколько поддержание основного ритма в его
устойчивом и сбалансированном сюжете, сбалансированном в смысле отношений с
окружающей средой. Он берет то, что нужно ему, а отдает среде то, что нужно ей.
Это глубокое самовыражение профессионального работника среднего уровня,
нашедшего свое место в жизни и твердо держащегося за него.
Этому человеку также свойственна ограниченность сознания; в частности, он не
склонен отвлекаться на то, что не относится к прямому кругу его обязанностей и
работы; он хорошо понимает, осознает и старается соблюдать этику своей работы,
своего поведения в среде и своих отношений с сотрудниками; он знает, что
бесплатно ничего не бывает, что любое дело требует серьезных сосредоточенных
усилий и что отношения с людьми лучше строить долговременно и надежно, чем
кратковременно, хотя и прибыльно на короткий срок.
Здесь нет такой фанатичной нетерпимости и совершенного непонимания других фаз,
то есть на этом уровне человек понимает, что есть, в принципе, фаза творения,
когда объект еще только готовится, когда нужна большая забота о нем, чтобы он
начал функционировать, но эта фаза представляется ему трудной и плохо
постижимой и вообще ему чуждой. Что же касается фазы растворения, то он
понимает что когда-то объект, которым он занимается, или процесс, в котором он
участвует, придут к концу, станут неэффективными, нужно будет их как-то
сворачивать и делать выводы из того, что произошло, но это представляется ему
достаточно отдаленным будущим, о котором он в принципе должен думать, но это
ему не очень интересно. Здесь уже нет презрения, свойственного варварскому
уровню, но нет и особого уважения к фазе растворения, она мыслится скорее
необходимым, но неприятным концом основного действа, которое представляет
наибольший интерес для человека. Так мать семейства занята ежедневной рутинной
работой, домашним хозяйством, приготовлением пищи, воспитанием детей, и эта
работа ей чрезвычайно интересна, и небольшие изменения, которые происходят
каждый день, совершенно достаточны для нее, и ей совсем не хочется думать о тех
временах, когда ее дети вырастут и ее домашняя работа станет не нужна, когда
призрак старости и болезней встанет над ее жизнью и заставит осмысливать ее
целиком; эту перспективу она и сознательно, и подсознательно отодвигает
подальше.
На профессиональном уровне проработки архетипа осуществления человек относится
к тому, что он делает, с чрезвычайным вниманием и тщательностью. Это
работник-туз, профессионал, без участия которого невозможно исполнение ни
одного серьезного проекта. Как правило, он придает большое значение как фазе
творения объекта, так и фазе его растворения, внимательно приглядываясь к
первой (пусть и не принимая в ней участия) и тщательно подготавливая вторую. Он
знает, что от качества его работы и от того, что он не доделал в течение своей
работы, будут страдать другие люди, и сам процесс растворения, развоплощения
объекта, прекращения того сюжета, в котором он принимает участие, будет
дисгармоничным и мучительным.
|
|