|
Это ситуация, в которой подсознательные модальности проступают очень отчетливо.
Кроме того, следует иметь в виду, что прощание - это не просто символическое
обозначение перерыва в общении. Прощание всегда символизирует собой фазу
растворения как таковую, то есть представляет собой, с точки зрения подсознания,
малую смерть. Поэтому очень важно, как человек его производит, с какими
чувствами, как при этом смотрит на ситуацию и что происходит в его душе. Говоря
о прощании, мы понимаем, что основная модальность здесь растворение и обсуждаем
ее субмодальности.
Прощаясь под архетипом творения, человек внезапно, как бы ни с того, ни с сего,
находясь в фазе осуществления, то есть как бы без особенного перерыва в общении,
восклицает: ”Ах, да, я вспомнил!”, - бросает взгляд на часы и сообщает о том,
что ему срочно необходимо уйти или о какой-то другой причине, вынуждающей его
прекратить общение и удалиться. Или, в другом варианте, он может проявить
агрессию, заявив: ”Ах, вы, сударь таким образом позволяете себя вести, так
извольте выйти вон!” Такого рода прощание спонтанно и чаще всего производится в
достаточно резкой для собеседника манере, в неожиданный для него момент, может
рвать нити общения и не заботиться о том, чтобы их подхватить в следующий раз,
то есть расставаясь под архетипом творения, человек не склонен четко обозначать
момент следующей встречи или следующего разговора; он, в лучшем случае, скажет:
”Увидимся позже”. В принципе, такого рода поведение воспринимается собеседником
как не слишком вежливое и в значительной мере его травмирующее. Один из самых
грубых вариантов такого рода поведения - это прерывание телефонного разговора
без какого бы то ни было вежливого слова, например “до свидания”, “у меня все”
и т.п. Просто тема разговора закончена, и человек кладет трубку. В нашей
культуре это воспринимается как большая грубость, но, тем не менее, для
некоторых людей это нормально, и в момент такого прощания у них в модальности
растворения отчетливо проявляется субмодальность творения.
Архетип осуществления проявляется в том, что прощание проводится по четкому
отработанному ритуалу, который охватывает основные моменты, необходимые для
расставания. Человек старается подвести итоги разговора, назначить новую
встречу и разорвать все связи, которые удерживали собеседников вместе в течение
общения. Это мы обсудили, об этом мы поговорили, это сделали, чаю выпили,
теперь пора и в дорожку, встретимся на следующей неделе на том же месте, о
времени договоримся специально. Такого рода прощание, повторяясь из раза в раз,
становится в удобный и привычный ритуал, который совершенно устраивает человека.
Здесь расставание смотрится не как спонтанный, а как ожидаемый акт, не
приносящий ни особой радости, ни разочарования, а естественно и органично
входящий в ритм жизни.
Архетип растворения предполагает прощание подобное смерти, возможно, смерти
отношений, по крайней мере, смерти некоторого сюжета, который был между людьми.
Здесь подводятся существенные итоги, человек старается выйти на более глубокое
понимание, чем то, которое свойственно ему было раньше, и в то же время дает
понять, что что-то уходит из его жизни навсегда и никогда уже не вернется.
Поневоле на память приходят эпизоды первой встречи, основные моменты сюжета
отношений, и настоящий момент видится как завершающий, как момент прояснения,
иногда даже как момент истины. Для человека, прощающегося таким образом,
характерен глубокий, внимательный, отчасти скорбный или даже траурный взгляд,
который показывает, что человек видит более глубокие слои жизни и допущен в
более горние сферы, чем обычно. С этим настроением обычно прощаются люди,
расстающиеся надолго и без надежды встретиться и продолжить тот сюжет отношений,
который у них был раньше.
Вопросы к читателю. Принято ли в вашей семье провожать родственников, уезжающих
в командировку или в отпуск, на вокзал, в аэропорт? Что вы чувствуете,
расставаясь с ними? В какой модальности вы проявляете себя? Любите ли вы
краткое или же долгое прощание? Насколько оно для вас ритуализировано?
Чувствуете ли вы себя комфортно, когда человек, прощаясь с вами, выходит за
рамки обычного для вас ритуала прощания? Есть ли у вас знакомые, которые
совершенно не умеют прощаться? В какой модальности они расстаются с вами и
другими людьми? Прощаясь, принято смотреть в глаза человеку. Как вы считаете,
какой модальности соответствует момент прямого взгляда? Как можно
проинтерпретировать поведение человека, упорно глядящего себе под ноги или в
сторону в момент прощания? Расставаясь с человеком надолго, предпочтете вы
говорить о прошлом или о будущем, о своих или о его сюжетах? Согласны ли вы с
тем мнением, что при разрыве любовной или супружеской пары всегда виноват тот,
кого оставляют? Оцените эту ситуацию с точки зрения модальности.
Забота
Забота в жизни каждого человека проявляется трояко. С одной стороны, он ждет
определенной заботы, с другой стороны, он ее получает, и с третьей стороны,
заботится сам. В принципе все эти три вида заботы имеют свою модальность,
которую обязательно учитывать, если вы хотите адекватно строить отношения с
близкими и даже не очень близкими людьми. Дело в том, что тот тип заботы,
которая вам нужна, которая вам желательна, и, в частности, ее модальность - это
существенный факт вашей внутренней жизни, и пройти мимо него, проигнорировать
его, как правило, не удается, даже если человеку кажется, что он через это
переступил, его подсознание, как правило, придерживается иной точки зрения.
Забота в модальности творения это, скорее, обозначение основных линий заботы,
это заявка, это, в лучшем случае, начало этого процесса, которое обещает в
будущем его развитие и завершение. Некоторые люди, и их немало, считают, что
этого, вообще говоря, достаточно. Для них акт заботы чаще всего символичен или
представляет собой что-то типа подарка, который они дарят объекту заботы,
|
|