|
существовать неограниченно долго, но взаимное огорчение друг другу эти партнеры
все-таки доставляют, и, хотя их сознание может игнорировать разницу в
модальностях и некомплементарность реакций и поведения, но подсознание отлично
ее замечает, и хотя свое разочарование и неудовольствие они вытесняют из
сознания, но, тем не менее, отягощают свое настроение и усложняют судьбу в
целом.
Читатель может сам придумать примеры комплементарного и некомплементарного
взаимодействия пары, когда один из партнеров употребляет, например, модальность
творения, а другой воспринимает его в модальности осуществления, и, аналогично,
когда один из партнеров находится в модальности осуществления, а другой -
растворения.
Вопросы к читателю. Какая из модальностей поведения в паре для вас органична?
Какую вы не переносите? Какую вы предпочитаете видеть у партнера?
Проанализируйте также и субмодальности. Обратите с этой точки зрения внимание
на диалоги, которые ведут знакомые вам слаженные и, наоборот, рассогласованные
пары. В какой мере комплементарно их поведение? Попробуйте сменить обычную
модальность ваших ответов в разговоре с партнером, например, вместо модальности
осуществления употребите модальность творения или растворения. Обратите
внимание на реакцию. Попробуйте использовать более тонкие маневры - заменять не
модальность, а субмодальность. Опять-таки обратите внимание на обратную связь.
Представьте себе, что к вам приходит партнер и заявляет: “Все, наши отношения
закончены”. В какой модальности вы отреагируете? Придумайте ответы в
модальности творения, осуществления и растворения.
Знакомство
В какой модальности предъявляет себя человек, знакомясь с вами? В какой
модальности предстаете вы перед ним? Ниже приведены некоторые ключевые моменты.
Читатель, конечно, понимает, что знакомство само по себе по своему жанру
относится к модальности творения, поэтому речь идет о субмодальностях, и они
могут быть трех видов с точки зрения диалектического архетипа.
Знакомясь под архетипом творения, человек пытается произвести впечатление на
партнера или на общество, в которое он входит. Он предъявляет ему такие свои
качества, создает в связи со своим появлением такие эффекты, которых никогда
ранее это общество не видело. Он как бы говорит: “Посмотрите на меня, какой я
необыкновенный, уникальный”, - и предъявляет какие-то качества или умения, или
свойства, которые не могут остаться незамеченными, но должны произвести на
общество впечатление, которое оно не только не забудет, но и будет вынуждено с
некоторым трудом ассимилировать, и в ходе этой ассимиляции изменится само.
Появляясь в жизни человека или коллектива, этот человек как бы говорит: “Вы
через меня не переступите, жить дальше так, как вы жили, вы не сможете”.
Представая под архетипом осуществления, человек, наоборот, сделает попытку
показать, что он входит как существенная составная часть общества в его судьбу,
но не нарушает этой судьбы. Он может ничего не значащим тоном без особого
акцента или выражения продолжить ту тему, которая при его появлении обсуждалась
в обществе. Или он может сказать что-то такое, что партнера ни к чему не будет
обязывать, в таком тоне, который будет подразумевать, что они давным-давно
знакомы и теперь их знакомство лишь продолжается, следуя заведенным уже
привычкам и ритуалам.
Появляясь на фазе растворения, человек либо демонстрирует, что он появился на
секунду и исчезнет без следа, либо показывает, что он пришел для того, чтобы
уничтожить общество, в которое он явился, либо полностью его преобразить,
трансформировать, почистить, может быть подчинить себе и заставить вести
совершенно иную программу. Другими словами, он приходит для того, чтобы что-то
ликвидировать, что именно - он обычно показывает довольно быстро.
Оценивая модальность появления человека, следует обращать внимание не только на
его манеры, но и на то действие, которое он оказывает на общество или на своего
партнера. Иногда эти две модальности, то есть видимая модальность поведения
человека и фактическая модальность его воздействия, существенно расходятся. Так,
например, знаменитость, яркая и известная, появляясь в скромном обществе,
нередко преподносит себя в модальности творения: “Вот я какой!”, - а общество,
оценив ее величие, немедленно испускает дух: замолкают все разговоры,
опускается настроение, остается лишь праздное любопытство, которое ничем не
удовлетворяется, и в действительности все с нетерпением ждут, когда, закончив
свое официальное присутствие, знаменитость удалится. Наоборот, человек,
которого называют “душой общества”, может появиться в модальности осуществления
или даже растворения в ее скромном варианте, то есть как бы говоря: “Я пришел,
но вы не обращайте внимания, я скоро уйду”, - но тем не менее в связи с его
появлением в обществе возникают совершенно новое настроение, неожиданные яркие
эффекты и т.д.
Вопросы к читателю. Какие, по вашему мнению, фразы и манеры поведения
соответствуют модальности творения? Примеры подберите из манер окружающих вас
людей, ваших знакомых и родственников. Человек, представляясь, избегает
называть свое имя. Как вы считаете, к какой модальности поведения он склонен?
Человек, представляясь, наибольшее логическое ударение делает на своей
профессии. О какой модальности это может свидетельствовать? Тот же вопрос в
отношении человека, который, представляясь, смотрит себе под ноги, смотрит в
глаза собеседнику, смотрит в потолок, смотрит куда-то вбок. Оцените модальность
своего представления и разработайте фразы и манеры держаться, которые бы
соответствовали другим модальностям. Поэкспериментируйте на своих новых
знакомых. Будет ли их реакция для вас неожиданной?
Прощание
|
|