Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 4. Ч а с т ь 3 - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-
 
характерно стремление человека как-то предвидеть результаты своей инициативы и 
даже пути ее разворачивания - это он оставляет на потом или предполагает, что 
этим займутся другие. “Пойдем, что ли, вечером прогуляемся!” - предлагает муж 
жене. Куда прогуляемся, как следует одеваться и прочие подробности он 
предоставляет ей, и если супружеская пара дружная, то жена прекрасно его 
понимает и подхватывает инициативу уже в модальности осуществления. “Значит, 
так. Надевай синий костюм, галстук в полосочку, идем к Смирновым, они давно нас 
приглашают”. Читатель может отметить комплементарность не только по смене 
модальностей с фазы творения на осуществление, но и с инь на ян. В первой 
реплике муж выступает в янской роли, жена слушает его в иньской, во второй 
реплике они меняются ролями, муж слушает и подчиняется, выступая в иньской роли,
 жена командует в янской. Такого рода комплементарные согласования, отличающие 
дружные пары, воспринимаемые окружающими как единое целое, являются основой (а 
также признаком) единства двух человек, которое очень редко возникает спонтанно 
на фазе творения пары и чаще всего вырабатывается в течение длительной и со 
вкусом проживаемой и прорабатываемой фазы осуществления парного коллектива.
Если воля в фазе творения может ни с чем не считаться, то для воли в фазе 
осуществления характерны отчетливые рамки, в которых заключена его инициатива. 
Если даже это не выражено явно, то он это подразумевает. Так, строгая мама на 
вопрос вырастающей дочери, что она может одеть на выпускной вечер, отвечает: 
“Надевай, что тебе нравится”. Когда же дочь предстает перед ней в миниюбке, она 
с возмущением говорит: “Ну, это же невозможно!" “Почему? - удивленно спрашивает 
дочь, - ты же сказала, что я могу одеть что угодно?” -“Но в рамках приличия!” - 
отвечает ей мама. Рамки приличия, в понимании мамы, являются довольно жесткими 
ограничителями, в пределах которых она и размещает свою волю, не обозначая их 
каждый раз специально, но, безусловно, всегда имея в виду.
Инициатива, проявленная в рамках фазы осуществления, обычно, так или иначе, 
связана с тем ритмом, в котором находится объект, с его жизнедеятельностью и 
отношениями с окружающей средой. Во всяком случае, человек все это имеет в виду,
 формируя и выражая свою волю. Другой вопрос, насколько удачно у него это 
получается. Ситуация, когда инициатива, по мысли человека, направлена на 
поддержание или улучшение функционирования объекта, то есть находится в 
модальности осуществления, а фактически приводит к его разрушению, обыгрывается 
во многих юмористических и комических ситуациях. “Василий Иваныч, ты чего на 
стол в сапогах лезешь? Хоть бы газетку подстелил!” - “Да я и так достану, 
Петька!” - отвечает Василий Иваныч, вкручивая лампочку. 
Воля в модальности растворения предполагает разрушение уже действующей ситуации,
 снятие пафоса, качественную модификацию, связанную с ослаблением или снижением 
значимости того, что происходит, и, возможно, переводом ситуации на более 
тонкий план. Невинная фраза в диалоге: “И какую же в общем и целом вы 
преследуете цель?”, - резко переводит собеседника из фазы осуществления в фазу 
растворения. Если он отвечает на этот вопрос, то он подчиняется воле 
собеседника, если же он все-таки хочет продолжить свое изложение в фазе 
осуществления, то он должен предпринять достаточно решительные шаги, чтобы 
вернуться обратно.
Типичная инициатива в модальности растворения снижает значимость 
функционирования объекта как такового и либо ставит последнему “палки в колеса”,
 либо обесценивает его деятельность, например, прибегая к 
глобально-ретроспективному или философскому взгляду. Так, начальник, решив 
отправить престарелого сотрудника фирмы на заслуженный отдых, может просто 
написать приказ о его увольнении, а может вызвать его к себе и предложить 
сменить сферу приложения усилий: “Много ты, Петрович, на своем веку сделал, 
пора уже с молодежью опытом поделиться, рассказать в подробностях о своем 
жизненном пути. Займись, пожалуй, этим, а мы тебе время освободим”.
Вопросы к читателю. Какой стиль управления вами наиболее эффективен, а какой 
вызывает лишь протест или негодование? Как вы склонны проявлять свою волю: на 
работе, дома, в кругу друзей, наедине с самим собой? Оцените модальность ваших 
волевых изъявлений. Как вы считаете, в каком стиле начальник должен 
воздействовать на подчиненных? Мать на детей? Как фактически управляют вами 
окружающие? Определите соответствующие модальности. Какие приказы вам больше 
нравится исполнять: неожиданные, ожидаемые, внутренне противоречивые, 
наделенные скрытым значением или лишенные его?
Энергия
На фазе творения человек получает энергии больше, чем ему нужно, – и по 
количеству, и по ассортименту, и не слишком ее ценит. Он знает, что если ему 
чего-то не хватает, то скоро придет замена, и притом интересная. Он склонен 
расточать энергию во все стороны, не беспокоясь о том, что она может у него 
кончиться или пойти потребителю не впрок. Он не будет ругать вас, если вы не 
расплатитесь с ним в срок (деньги к нему, если понадобятся, придут с другой 
стороны), но если выбудете систематически с ним жадничать (например, его 
ревновать), то сами того не заметите, как потеряете его общество. Он любит 
энергию свежую и обучающую, но не дисциплинирующую. “Не люблю брать деньги 
взаймы: берешь чужие и на время, отдаешь свои и навсегда”, – это не его позиция 
(вопрос к читателю: чья?). Он если что-то берет, то оно сразу становится его 
личной собственностью, а если отдает, то щедро и сразу забывает о том, что оно 
когда-то ему принадлежало. Так бьет только что пробитая нефтяная скважина: во 
все стороны, фонтаном, не думая ни о том, сколько нефти еще в глубине, ни о том,
 за какие деньги ее можно будет продать.
На фазе осуществления отношение человека к энергии совершенно иное. Он ощущает 
себя в рамках устойчивого гомеостаза, то есть цикличного обмена энергией, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-