|
тонкостей и обращенное на прошлое. Здесь характерна саморефлексия, попытка
уловить тонкости там, где на фазе осуществления они совершенно не были видны,
попытка соединить воедино творение объекта, его реализацию и распад,
смоделировать этот процесс в мысленных образах. Это мышление с удовольствием
обобщает, ищет общую глобальную этику развития, скрытую за внешним очевидным
содержанием судьбы объекта или человека. Само слово “судьба” тоже относится по
своему основному содержанию к модальности растворения. От мышления в фазе
растворения не следует ждать светлых горизонтов и логики, свойственной фазе
осуществления. Здесь возможны парадоксы, но это не творчески ведущие вперед
неожиданности, свойственные фазе творения, а парадоксы, уничтожающие самую тему
обсуждения. Это мышление иногда кажется ядовитым, отравляющим самое себя и
действительно, его цель - это преодоление процесса мышления, иногда вывод
человека за рамки логики в область чистого понимания, не связанного с мыслью,
но больше ориентированного на мистическое ощущение. Не нужно думать, что
мышление в фазе растворения опровергает лишь логику, то есть левополушарную
составляющую мышления, оно опровергает также и образы, доводя любое сравнение,
любую метафору до крайности, абсурда, до границы своей приложимости и переходя
эту границу. Внешне оно может казаться неразумным, но у него также есть своя
функция. Эту функцию условно можно назвать очищением ноосферы, то есть
очищением сферы смыслов, которые волнуют человечество и кажутся ему разумным.
Пройдя через фазу растворения, они теряют свое значение и становятся мусором,
который затем ассимилируется ноосферой и становится средой для возникновения
новых мыслей, новых образов.
Вопросы к читателю. Какой тип мышления кажется вам самым трудным? Часто ли ваши
окружающие жалуются на то, что вы мешаете им говорить, передергиваете их мысли,
плохо их понимаете? Вызывают ли ваши мысли вдохновение у ваших партнеров?
Стремятся ли они их развить и продолжить? Склонны ли вы отвергать чужие мысли,
что называется, с порога, или вы ждете, пока они получат должное развитие?
Вспомните мысли, которые волновали вас десять лет назад. В какой они были
модальности?
Воля и инициатива
Одна из самых главных ошибок и источников недоразумений в человеческом общении
это неправильное выражение и неправильное понимание модальностей инициатив
человека и его партнера. Чаще всего эти модальности воспринимаются самим
человеком как нечто само собой разумеющееся, но не обозначаются явно; о них
можно судить лишь по косвенным признакам. Ситуация осложняется еще и тем, что,
как правило, в поведении человека есть две модальности: одна, которую он имеет
в виду, и вторая, которая звучит в непосредственном выражении его воли, то есть
то, как ее воспринимает социально ориентированный партнер, не обращающий
внимание на психологическое состояние человека. Внимание к психологической и
социальной модальности своего и чужого поведения чрезвычайно важно для любого
человека, который хочет в совершенстве овладеть искусством общения и влияния на
других людей.
Воля в модальности творения чаще всего носит грубоватый и лапидарный характер.
Она обозначает основное направление, в котором человек проявляет свою
инициативу собирается направить свою энергию, но не более того. Развитие этой
воли, этой инициативы он нередко оставляет партнеру или предполагает, что
займется ей когда-нибудь позже (читай, когда включится фаза осуществления), или
вообще не имеет в виду ничего, никакого продолжения, а через минуту его воля
получает совершенно иное направление, никак не связанное с предшествующим.
Иметь дело с таким человеком непросто, особенно, если вы воспринимаете его волю,
как проявленную в модальности осуществления, то есть предполагаете, что вслед
за тем, как человек сказал “а”, он скажет и “б” и т.д., перебрав алфавит если
не до конца, то хотя бы до середины. “Вот я слушаю тебя, и мне хочется одного:
удавиться!” - говорит жена своему занудливому мужу, явно злоупотребляющему
фазой осуществления. Только очень наивный и неопытный человек воспримет эти
слова буквально, то есть как то, что женщина действительно отправится в магазин,
купит там веревку и мыло и приступит к осуществлению своего ужасного плана. То
есть в данном случае воля имеет подчеркнутую модальность творения, что
выражается в некоторой экзотичности инициативы, а субмодальностью тут будет,
естественно, растворение. Если же женщина, желая отомстить любимому, в горе от
его измены действительно, реально покончит с собой и оставит записку: “Ты, один
ты, виноват в моей смерти”, - то обнаружив труп и эту записку, несчастный
возлюбленный окажется в модальности растворения, но в субмодальности творения,
если эта записка, это сообщение будут для него полной неожиданностью. Этот
пример автор приводит, в частности, для того, чтобы читатель понимал, что
модальность и субмодальность не следует путать. Модальность относится к
основному содержанию события, а субмодальность – к стилю, в котором оно
оформляется.
Характерной для модальности творения является инициатива, начинающаяся словом
“пусть”, за которым следует краткая инструкция или воля, направленная, как
правило, на другое лицо или на Божью волю. “Пусть кто-нибудь, наконец, займется
воспитанием этого ребенка. Пусть президент скажет решительное “нет” коррупции.
Пусть правительство наладит мою личную жизнь!” - типичные образчики инициативы
в модальности творения. Другой пример - родитель, который в гневе приказывает
своему ленивому ребенку наконец взяться за уроки: “Немедленно за стол!” В
данном случае смена модальности на осуществление и конкретные инструкции, какие
уроки и в какой последовательности ребенок должен делать, были бы явным
снижением темы.
Для инициативы, проявленной в фазе творения, характерна ее неожиданность и не
|
|