|
может быть даже грубое, но весьма энергичное, производит впечатление свежести,
неповторимости, небывалости. Здесь человек как бы не думает ни о чем, у него
есть некий абстрактный заказ или нет совсем ничего, и он некритично принимает
все, что идет ему в голову, иногда захлебываясь в потоке своего вдохновения и
подолгу из него не выныривая. Такого рода творчество при слишком большой
преданности человека к нему иногда заканчивается душевной болезнью. Некоторые
люди считают, что творчество в любом случае есть вариант душевной болезни.
Какова, по мнению читателя, модальность последнего утверждения?
Творчество фазы осуществления - это нечто гораздо менее буйное, это река,
вошедшая в берега, текущая в пределах бетонных ограждений, это нечто серьезное,
не противоречащее определенным установленным законам и правилам, но, тем не
менее, несущее с собой элемент новизны, новые варианты преодоления препятствий,
вариации в установленных пределах. Они могут быть интересны, они гораздо более
съедобны, более привычны, а главное, функциональны. У этого творчества всегда
есть конкретная цель, и его результативность может быть измерена по его
эффективности в плане достижения поставленной цели. Если человек на фазе
творения совершенно не уверен в результатах своего творчества, то на фазе
осуществления у него есть никогда не стопроцентная, но девяностопроцентная или
хотя бы пятидесятипроцентная уверенность в том, что его изобретение будет
использовано в рамках достаточно ясно представляемой им цели. На фазе
осуществления человек думает не только о творчестве, но и об инструментах,
которые он использует, и набор его инструментов также достаточно точно
определен. Например, поэт, пишущий стихотворение на фазе творения, выбирает или
интуитивно находит размер и, возможно, основное звучание стихотворения, его
основную идею, может быть, ключевую рифму, а на фазе осуществления он уже пишет
его черновик, вмещая его в найденный размер и ритм.
На фазе растворения творчество есть нечто изысканное. Оно заключается, например,
в доведении до совершенства известных уже методов, их исчерпании и последующей
профанации, когда видно, что метод уже сделал все, что мог, и выше уже не
поднимешься. Тем самым, творец создает изысканно тонкое произведение, доступное
лишь элитарным слоям, имеющее, возможно, мудрый философский смысл, но
одновременно исчерпывающее тот творческий метод, с помощью которого оно
создается. Это творчество эстетов, декадентов, которое, кажется, никуда не
ведет, а в действительности ставит точку на определенном творческом методе или
подходе. Кроме того, к фазе растворения относится творчество, откровенно
уничтожающее материалы реальности. Таковы фарс, сатира, обнажение тайных пружин
объекта с целью его уничтожения. Таковы последние страницы детектива, где
открываются истинные причины действия, обнаруживается преступник, его мотивы,
тайные средства, им использованные, и умирает сама детективная история.
Читателю предлагается самому продумать три фазы развития таланта или дарования.
Вопросы к читателю. К какой модальности относится популярный в наше время жанр
песенного римейка? Нравится ли вам оперетта? К какой модальности времени
относится сам ее жанр? Какое место в детективном романе вам нравится больше
всего - завязка, само действие (расследование) или раскрытие тайны? Если вы
любите разгадывать кроссворды, то какая часть этого процесса вам нравится
больше других - начало, продолжение или завершение? Какая часть жизни вам
представляется наиболее творческим периодом? Какая часть вашей жизни
представляется вам наиболее интересной? Попробуйте оценить ее модальность.
Мышление
Для фазы творения характерно оригинальное мышление, когда мысли возникают как
бы ниоткуда и не вытекают логически из того, что было раньше. Оно склонно к
ассоциациям и метафорам, которые также являются неожиданными для самого
человека. В своем мышлении человек отталкивается от чего-то, но двигается при
этом в неизвестном направлении, не имея при этом конкретной цели, и результат,
которого он достигнет, ему самому не ясен, не очевиден и им никак не
планируется. Это мышление неконтролируемое, иногда это свободный полет фантазии,
иногда где-то смутно брезжит направление мышления, но никак не его конечная
цель. Сказанное не означает, что это мышление творческое в истинном, в лучшем
смысле этого слова. Это может быть полный хаос обрывков мыслей, с которыми
человек не может справиться и которые, наоборот, топят исходную мысль и никуда
при этом не ведут. Но предвидеть его логику и угадать, куда человек направится
далее, в любом случае трудно или вовсе невозможно.
Для фазы осуществления характерно дисциплинированное мышление, находящееся в
определенных рамках: логики, последовательности, цели, использующее
определенные средства, методы и находящееся в некоторых отношениях в жестких
рамках. Например, человек ограничивает себя определенной темой, или он собирает
материалы с целью обоснования некоторого тезиса, и т.п. Это мышление, возможно,
производит впечатление неоригинальности, но оно достаточно эффективно с точки
зрения внешнего наблюдателя, убедительно (по крайне мере, внешне), логично и
ограниченно. В некоторых отношениях это хорошо, поскольку не дает мысли
чересчур разбрасываться, а в некотором отношении человек сам себе ставит крышку,
потолок, выше которого подняться не может, и боковые стенки, выйти из которых
тоже не может и, в общем-то, не хочет, поскольку не считает это целесообразным.
Иногда эти стенки невидимы, и тогда они становятся препятствием, если же они
видимы, и человек ставит их себе сознательно, то они могут быть и мощным
инструментом концентрации мысли. Таково, например, мышление адвоката,
произносящего речь в оправдание своего подзащитного.
Для фазы растворения характерно мышление, разрушающее самое себя, свои
собственные конструкции, приводящее к противоречию исходные тезисы, разрушающее
не только исходную посылку, но и собственную логику, деструктивное, ищущее
|
|