|
Другими словами, времени в фазе растворения соответствует
ретроспективно-подытоживающий, обобщающий взгляд. Прошлое, настоящее и будущее
здесь как бы слиты воедино, причем будущее видится в очень сильном тумане, а в
основном человек обращает внимание на прошлое и настоящее. В фазе осуществления
человек живет преимущественно настоящим или в некотором отрезке настоящего
времени, который не захватывает ни далекого будущего, ни далекого прошлого. Что
касается фазы творения, то там время, как правило, настоящее - здесь и сейчас.
Но при этом взор человека направлен вперед, впереди интересно, ради него стоит
учиться и стоит жить сейчас. В фазе творения человек, если и бросает взгляд
назад, то лишь в виде развлечения, но не как с целью получения какого-либо
опыта или урока: последний взгляд свойствен, наоборот, фазе растворения.
Вопросы к читателю. В какой модальности времени вы просыпаетесь? В какой
ложитесь вечером спать? Являются ли воспоминания для вас источником творческого
вдохновения, или вас больше вдохновляют проблемы, светящиеся в будущем?
Согласны ли вы с тем мнением, что серьезная, ответственная работа не допускает
никакого юмора и смеха? Когда вы ощущаете ответственность своей работы - до
того, как за нее беретесь, во время исполнения или после? Считаете ли вы, что
мысль о смерти - лучший регулятор жизни?
Любимые герои, сюжеты, образы
В каждом мифологическом сюжете, сказке, художественном произведении достаточно
четко выражены фрагменты, находящиеся под архетипами творения, осуществления и
растворения. Творение это появление действующих лиц, первичное знакомство с
ними, расстановка сил. Осуществление это основное действие, взаимодействие
героев, борьба, сражение; и, наконец, растворение это финал, ретроспективный
взгляд, взгляд извне, итог, вывод, мораль.
Каждый ребенок с наибольшим вниманием слушает и перечитывает определенные
фрагменты любимых историй. По тому, как окрашена их модальность, можно судить
об их акцентуации в психике ребенка и его подсознании. Однако, и сами
конкретные герои мифов, сказок, легенд несут на себе отпечатки того или иного
архетипа. Например, мудрый советчик в сказке, серый волк, баба-яга обычно
относятся к архетипу творения - их советы неожиданны и неразвернуты. К фазе
осуществления относятся те, обычно вспомогательные герои сказок, у которых есть
постоянная функция и которые заняты одним и тем же изо дня в день занятием, и
чья профессия является как бы лицом персонажа и основным содержанием всего того,
что он делает. Такова, например, избушка на курьих ножках, чья функция -
служить обиталищем для бабы яги и поворачиваться “к лесу задом, а к гостю
передом”, если он произнесет соответствующий приказ. К той же модальности
осуществления относятся и чудовища, охраняющие вход во дворец принцессы. Им
нужно сказать правильное слово, и тогда они не бросятся на героя и останутся на
своих местах. В мифе о Прометее, прикованном к скале, и орле, прилетающем раз в
день клевать его печень, также ощущается сюжет фазы осуществления, хотя и в
мрачноватом варианте, то есть в данном случае к модальности осуществления
добавляется субмодальность растворения. Что касается фазы растворения, то к ней
относятся чудовища, например, многоголовый Змей-горыныч, который обозначает
сначала свою субмодальность как растворения в пределах модальности
осуществления (выступая в роли профессионального палача), а затем эта
субмодальность становится его модальностью, когда в основном сюжете он погибает
от руки героя. Сюжет же волшебной сказки в целом (который, если следовать мысли
В. Я. Проппа, представляет собой тему инициации героя, превращения его в
полновластного мужчину-мага, владыку мира), находится в рамках фазы творения,
поскольку герой из неумелого Ивана-дурака, попадая в самые неожиданные,
непредсказуемые и заранее неизвестные ему ситуации, то есть постоянно находясь
под влиянием архетипа творения, творится сам, и постепенно становится
совершенно иным, могущественным, знающим и многое умеющим магом, а в завершение
сказки получает еще и царство в подарок - это ли не апофеоз фазы творения!
Неожиданные чудеса, говорящая щука и живая вода, многие другие атрибуты сказки
также свидетельствуют о ее принадлежности в целом к архетипу творения. Как
правило, к архетипу творения относится не только добрый волшебник, который
творит всевозможные положительные чудеса, пользуется неожиданными средствами,
находит неожиданные выходы из сложных хитроумных положений, в которые попадает
герой, но и злой волшебник, который затевает коварную интригу, ставит подножки,
действует из-за угла, занимается провокациями, предательством и т.д. Помощники
злого волшебника, у которых есть определенные роли, определенные качества,
которые исполняют его приказы, находясь в менее творческом режиме, обычно
находятся под управлением архетипа осуществления.
Вопросы к читателю. Нравится ли вам ритуальное повторение сказочного сюжета,
когда герой троекратно сталкивается с похожими и различающимися в
несущественных деталях ситуациями? Попробуйте определить основные модальности
времени следующих популярных героев: Винни Пух, Пятачок, Иа-Иа, Крошка Ру,
Кенга, Малыш, Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, Питер Пэн, Венди,
Крокодилица, Мэри Поппинс, Гаргантюа, Пантагрюэль, Паганель. Какие из этих
героев нравятся вам больше других? Рассмотрите этот вопрос с точки зрения
модальностей.
Таланты и творчество
На фазе творения творчество понимается как спонтанное, предполагает создание
новых идей и методов, оно должно быть ни на что не похожее, не вписывающееся в
известные рамки, может быть, даже ломающее их, само того не замечая; нередко
непонятно, кому оно нужно и как его можно использовать. Окружающих оно может
ставить в тупик, а может приводить в состояние крайнего восхищения, порабощать
и заставлять реализовываться. Обычно оно еще достаточно сырое, непроработанное,
|
|