|
или страдает сам, так как не способен расстаться с омертвевшим уже ритуалом и
принять участие в его разрушении или самопроизвольном распаде. Когда этот
распад начинается, но человек его не принимает, у него возникает характерный
страх тотального и неподготовленного разрушения, к которому он ни
психологически, ни фактически совершенно не готов. Этот страх нередко
распространяется на всю его жизнь, на жизнь его семьи, порой приводя к истинно
апокалиптическим фобиям.
Вопросы к читателю. Вспомните свои детские страхи: к какой модальности они
относились? Есть ли в вашей текущей жизни страхи той же модальности? Подумайте,
какой ваш самый актуальный страх, к какой модальности он относится, и
переформулируйте его в остальных двух модальностях времени.
Как это сделать? Например, представим страх воды. Человек боится утонуть. Как
конкретно он боится утонуть? Он боится, что когда он будет плыть, случится
что-то непредвиденное, например, у него кончится дыхание, или его ноги сведет
судорога, или из глубины воды всплывет чудище и утащит его вниз. Это описание
по своему духу относится к фазе творения, поскольку в причине страха явно имеет
место неопределенный фактор, который может проявиться любым возможным и
невозможным способом. Как этот страх можно переформулировать в модальности
осуществления? Очевидно, здесь должен быть определенный сюжет, в котором
причина страха, возможность утонуть, была бы совершенно определенной. Например,
человек каждый день, отправляясь на работу, на лодке пересекает озеро. Погода
неустойчивая, время от времени начинает дуть сильный ветер, и если человек не
успевает приплыть к месту назначения до того, как разыграется буря, его может
захлестнуть водой и он утонет. Такова интерпретация этого страха в модальности
осуществления. В модальности растворения он мог бы выглядеть таким образом.
Бабушка чувствует, что дни ее сочтены, и готовится написать завещание. В это
время разыгрывается буря. Она живет на острове, садится на паром и, продолжая
писать свое завещание, плывет на берег, чтобы завизировать его у нотариуса.
Буря становится все сильнее. Чувствуя, что дело не кончится добром, бабушка
запечатывает свое завещание в бутылку и бросает ее за борт. После этого буря
переворачивает паром, бабушка тонет, и теперь весь вопрос заключается в том,
найдут ли бутылку с завещанием и достигнет ли она своего адресата, то есть
нотариуса.
Время
Субъективное восприятие времени человеком и отношение к нему, его использование,
в очень большой степени зависят от того, в какой модальности человек в данный
момент находится.
В фазе творения время не воспринимается как непрерывно текущее. В сознании
человека в наибольшей степени представлен настоящий момент, однако в него могут
спонтанно врываться как эпизоды прошлого, так и прозрения будущего, и они
переживаются человеком в равной степени ярко, и для него нет качественной
разницы между этими тремя категориями, то есть он не воспринимает прошлое как
ушедшее и не имеющее над ним силы, и точно так же он не воспринимает будущее
как нечто эфемерно далекое. Если какой-то из вариантов будущего приходит к нему,
то он не думает, что это лишь один из множества вариантов, он проживает его
так, как будто бы он и есть единственный вариант, который, к тому же,
разворачивается прямо сейчас. При этом человек, как правило, не регулирует
приход такого рода воспоминаний и предвидений, и они нередко удивляют его,
будучи неожиданными и производя сильное впечатление. В периоды времени, когда
ничего нового не происходит, у человека возникает ощущение, что жизнь крайне
сера, скучна, неинтересна, что ее фактически заменяет некоторое унылое
существование, в котором он не имеет ни желания, ни намерения принимать
сколько-нибудь активное участие. В отсутствие ярких, интересных, неожиданных
событий (внешних или внутренних) скука для него - проблема номер один.
На фазе осуществления время, как правило, точно структурировано и связано с
фазами производственного процесса или того процесса, в котором человек мыслит
свою жизнь. Какая-то часть времени уделяется контактам с внешним миром,
получением от него благ и ресурсов, какая-то часть времени расходуется на
внутренний или производственный процесс, какая-то часть времени посвящена
передаче возврата окружающему миру в виде произведенных человеком товаров,
услуг или иных ценностей, необходимых миру. На бытовом уровне человек на фазе
осуществления обращает внимание на циклическую последовательность своих
действий и привязывает время к ним. Может быть, у него фиксированы трапезы,
тогда его время делится на утреннее, затем завтрак, затем время от завтрака до
обеда и т.д. Если у него есть регулярная работа, то, соответственно, время
окрашивается в качества этой работы. Для этого человека неприятно время,
которое выпадает из структуризации его деятельности. Когда у него выпадает
кусок свободного времени и он может отдохнуть и ничего не делать, или
развлекаться по своему усмотрению, ему как будто чего-то не хватает: не хватает
той самой организующей силы, которая окрашивает время определенной целью и без
которой ему сложно осмысленно жить. Другими словами, в модальности
осуществления каждый кусок времени должен быть окрашен определенным действием,
а если этого не происходит, человек теряется и из времени выпадает.
На фазе растворения время, как правило, субъективно убыстряет свое течение,
подчиняясь жесткому ритуалу, наполненному до отказа. Здесь человек чувствует
себя несвободным, но его внимание привлекает не сам ритуал, а тот более тонкий
смысл, который стоит за ним, то есть ради чего этот ритуал производится. Вообще,
на фазе растворения время наполнено дополнительным тонким смыслом, который
угадывается лишь при большой концентрации сил и взгляде на суть явления, на
глубинный смысл происходившего когда-то и завершающегося сейчас процесса.
|
|