Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 4. Ч а с т ь 3 - ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-
 
ограничивать свое поведение? Считаете ли вы, что истинный смысл любого 
существования заключен в жертве, в бескорыстной самоотдаче? Как в вашу жизнь 
входят этические принципы - из детства, из взрослых наработок, из собственных 
размышлений об уже завершившихся жизненных сюжетах? Считаете ли вы, что чужому 
гневу следует противостоять или что он сам по себе остывает с течением времени? 
Что вы считаете фундаментальной ценностью жизни - радость, работу или 
сострадание, жертвование собой? Какая из этих трех ценностей наиболее 
представлена в вашей жизни?
Жизненные позиции
Автор не будет расписывать конкретные жизненные позиции по их модальностям. 
Вместо этого он предлагает читателю следующие полезные упражнения:
Продумайте свои основные позиции, касающиеся как мироустройства, так и 
принципов поведения, взаимоотношений с другими людьми, и определите, в какой 
модальности они находятся. Относятся ли они к фазе творения, осуществления или 
растворения? (Иногда это определить сложно, но чаще всего это удается сделать.) 
После этого подумайте, как будут выглядеть ваши жизненные позиции, если сменить 
модальность времени?
Как это сделать? Рассмотрим, например, позицию, выраженную русской пословицей 
“Береженого Бог бережет”. Она, очевидно, по основному своему смыслу относится к 
модальности осуществления, то есть характеризует жизнь человека как устойчивый 
процесс. В фазе творения она, вероятно, могла бы быть выражена таким образом: 
“Кто ловит карася, вытащит и сома”. В фазе растворения: “Кому Господь попускает,
 тот вовремя умирает”.
Подумайте, устраивают ли вас переводы ваших жизненных позиций в другие 
модальности, а если нет, то почему? И как следовало бы сформулировать вашу 
жизненную позицию в другой модальности?
Однако не все жизненные позиции человеком осознаются и могут быть 
сформулированы в словах. Как же проникнуть в подсознание? Один из возможных 
путей - это просто изучение своей речи и своего отношения к тем или иным 
мудростям или просто суждениям, претендующим на характер жизненных позиций или 
являющимся выражением чьих-то жизненных позиций, выраженных в разных 
модальностях. Если суждение вас устраивает, значит ваша позиция приблизительно 
соответствует ему, если не устраивает, попробуйте выразить его в другой 
модальности.
В качестве упражнения автор предлагает читателю несколько русских народных 
пословиц и предлагает определить модальность, в которой написана каждая 
пословица (чаще всего ее определить не сложно, а в редких случаях в пословице 
фигурируют две модальности, и тогда читателю предлагается определить их обе), и 
после этого попытаться сформулировать ее в виде другой пословицы (или своими 
словами) в остальных двух модальностях. 
Аркан - не таракан, зубов нет, а шею ест.
Бежал от волка, а попал на медведя.
Без одежды - не без надежды.
Битому коту лишь лозу кажи.
Был - не был, жил - не жил, знать что пропал.
В гроб смотрит, а деньги копит.
Всякая сорока от своего языка гибнет.
Голеньким - ох, а за голеньким – Бог.
Грех - не смех, когда придет смерть.
Дары и мудрых ослепляют.
Для того свинья иным голосом запела, что чужого хлеба поела.
Догадка лучше разума.
Ехал прямо, да попал в яму.
Противоположности
На фазе творения противоположности манифестируют себя. Здесь они еще не 
вступают в какие-либо отношения - антагонистические или какие-либо иные, и как 
бы не противоречат друг другу. Они лишь заявляют себя, и сюжет их дальнейшего 
взаимодействия, их противостояния появляется пока еще лишь условно, во многом, 
игровым образом. При этом само по себе явление каждой из противоположностей 
может быть чрезвычайно ярким и для человека во многом неожиданным. Так 
начинаются многие сказки - неожиданно появляется зло, появляется откуда ни 
возьмись Змей-горыныч, который требует себе дань в виде дочки царя. Точно так 
же, откуда ни возьмись, появляется и добро, герой Иван-царевич, которого судьба 
вынуждает бросить вызов чудовищу. Эта фаза, как правило, яркая, но как дело 
пойдет и чем оно кончится, совершенно непонятно, и основной интерес у читателя 
или у человека, который сам попадает в этот сюжет, весьма велик. Здесь сильна 
поляризация, острота оценок, все видится в черно-белом цвете. Между добром и 
злом, как между иными парами противоположностей, нет ничего общего, они 
абсолютно противоположны.
На фазе осуществления происходит как бы перетягивание каната. Противоположности 
вступают в отношение борьбы, они уже не столь антагонистичны, между ними 
выявляются некоторые общие черты, выясняется, что противоположность это есть 
диалектическое отношение, то есть существует некоторая общая ситуация, которая 
порождает и ту, и другую противоположность, и они, что называется, выясняют 
друг с другом отношения в определенных установленных судьбой рамках. Однако 
борьба между ними достаточно определенна, всегда понятно, кто на одной стороне, 
кто на другой, и напряжение весьма велико, хотя здесь ситуация меняется 
качественно - если на фазе творения противоположности разделены непроницаемой 
стеной или еще дальше друг от друга, то есть находятся каждая в своем мире, 
например, добро - в мире ангелов, а зло - в преисподней, то на фазе 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 52
 <<-