|
неисчерпаемыми ресурсы взаимного приятия, доброты, радости и любви в какой-то
момент, когда фаза отношений переходит на осуществление, делаются ограниченными,
и тогда выясняется, что у данной пары есть определенный сюжет внешней
деятельности, к которой она может быть лучше или хуже приспособленной, и этот
сюжет потребует определенного баланса с окружающей средой, то есть пара получит
от окружающей среды любви не больше, чем она даст окружающему миру. Многие люди
совершенно этого не понимают, а когда отношения переходят из фазы творения в
фазу осуществления, воспринимают ее как свою крупную неудачу или несправедливый
рок, по непонятной причине охлаждающий пылкие чувства между ними.
Аналогичный эффект наблюдается при переходе из фазы осуществления в фазу
растворения, где взаимные ресурсы резко оскудевают, пара лишается необходимого,
отношения напрягаются там, где они раньше текли спокойно и гладко, окружающая
среда, кажется, вносит все новые и новые причины для разлада, и наступает время
посмотреть друг на друга совершенно иными глазами, оценить проведенное вместе
время, понять, чего не хватало в отношениях, сделать выводы и разойтись в
стороны, иногда уступая свое место в жизни партнера кому-то еще. Одни люди
делают это добровольно, мудро рассудив, что нехорошо занимать чужое место и
такова судьба, другие отчаянно борются, разрушая остатки того доброго, что было
создано на фазах творения и осуществления. Однако, в любом случае, понимание
того, что психология человека и его партнера существенно меняются в зависимости
от того, какая фаза времени в данный момент активна, помогает существенно лучше
понять и себя, и партнера, и ситуацию, и адекватно сориентироваться в ней.
Вопросы к читателю. Какой момент встречи с друзьями вы любите больше всего:
встречу, само общение или расставание? Какой из этих моментов вам кажется
наименее приятным? Как обычно вы расстаетесь с людьми - оставляя возможность
дальнейшего общения или ее отсекая? Прекращая любовные отношения с партнером,
остаетесь ли вы с ним друзьями, отдаленными партнерами, лютыми врагами, просто
никем? Знакомясь с новым человеком, стремитесь ли вы сразу определить, в какой
роли будет он выступать в вашей жизни, как следует строить с ним отношения? О
чем вы подумали, когда вам в первый раз в жизни объяснились в любви? Оцените
модальность ваших мыслей с точки зрения диалектического архетипа.
Этика
Как и все прочее, этика человека существенно зависит от модальности архетипа,
который его ведет в данный момент. При этом меняются не только общие основы
этики, но и ее существо, ее содержание. Людей, у которых этика была бы чем-то
единым, в действительности очень немного. Поэтому, продумывая вопрос о своей
этической системе или этике другого человека, всегда следует задаваться таким
вопросом: как модифицируется моя (чужая) этика при сильном включении того или
иного частного архетипа в пределах универсального?
Этика фазы творения принципиально гедонистическая, или можно сказать, что ее
нет вовсе. Она звучит так: “Хорошо то, что хорошо для меня, что радует меня в
данный момент. То, что в следующий момент это будет что-то другое - не играет
роли. Каждый может сам о себе позаботиться”. Такого рода этическая система,
мягко говоря, не учитывает окружающий мир, но человек как бы и не ставит это
своей целью. Он находится в центре этого мира.
Этика фазы осуществления звучит приблизительно так (общий ее принцип): “Живи и
давай жить другим. Регулируй свои отношения с реальностью, чтобы это было
взаимовыгодно и взаимоудобно”. Здесь этика существует, но она вторична по
отношению к реальности. Она пытается нащупать основные законы существования
мира и человека в нем и, сформулировав их, найти оптимальные правила поведения.
Основной принцип, которым руководствуется при этом человек, заключается в том,
что оптимальное для себя поведение является также оптимальным и для окружающей
среды. Вообще, этот принцип, сомнительный и даже совершенно неверный в
остальных временных фазах, является определенным приближением к истине фазы
осуществления, если понимать его разумно.
На фазе растворения этика радикально меняется. Ее основной принцип: “Хорошо то,
что хорошо для мира. Если при этом я разрушаюсь, то я должен выбрать
оптимальный способ этого разрушения, но ни в коем случае себя не сохранять.
Хорошо самопожертвование, хороша жертва, хорошо процветание других и мудрость,
заключающаяся в том, что все в мире преходяще и ни к чему нельзя привязываться,
а менее всего - к своим собственным ценностям. Их следует жертвовать ради
ценностей мира и Бога”. Мир при этом понимается, однако, целиком или, по
крайней мере, достаточно абстрактно, а не так, как на фазе осуществления. Здесь
у человека формируется совершенно иное отношение к этике. Если на фазе творения
ее, можно считать, и вовсе не было, а на фазе осуществления она была
существенна, но подчинена реальности (так иногда говорят о политике -
“искусство достижения максимума в пределах возможного”), - то на фазе
растворения этика выше реальности. Она формируется, она, в каком-то смысле,
является результатом, наивысшим, наиболее ценным результатом, итогом развития
жизни объекта, поэтому на фазе растворения человек зачастую весьма догматичен в
тех случаях, когда этические выводы уже сделаны, и считает, что жизнь в целом
должна быть подчинена этике, и этика есть наивысшее достижение жизни.
Материальный уровень, который связан с непосредственным обменом с окружающим
миром, в данном случае теряет свое значение, а на первый план выходит уровень
идеальный, более тонкий, и этика - одна из наиболее ярких его манифестаций.
Здесь добром считается не сохранение объекта и не выполнение им своих функций,
а глубинное понимание им смысла своего существования.
Вопросы к читателю. Бывают ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы откровенно
потребляете те дары, которыми снабжает вас мир и нисколько себя за это не
осуждаете? Считаете ли вы, что человек всегда кому-то должен и всегда должен
|
|