|
например, падения самолета. Конечно, сам лично президент не виноват, что
самолет упал, но он как бы в некотором символическом смысле берет на себя
ответственность и извиняется перед родственниками погибших, выплачивает им
денежное вознаграждение, назначает пенсию и т.п. Все это не компенсирует их
утрату в жизненном понимании, но ставит точку в соответствующем сюжете.
Вопросы к читателю. Какого рода ответственность вы чаще всего ощущаете в себе и
берете на себя - абстрактную, конкретную, глобальную? Часто ли вы берете на
себя ответственность за действия других людей? Склонны ли вы брать на себя
ответственность за дело, которое еще только начинается? Как вы относитесь к
мелкой безответственности окружающих, когда они нарушают свои частные обещания
и обязательства? Подумайте, есть ли разница между вашим социальным поведением в
этих случаях и тем, что вы переживаете внутри себя? Считаете ли вы
ответственность общего порядка пустословием, или она имеет для вас какой-то
смысл?
Жизненные программы
Жизненные программы и сюжеты человека разворачиваются не только во времени. Они
в каждый момент времени так или иначе представлены в его внутреннем мире, в его
восприятии, и от модальности его восприятия существенно зависит то, как он
видит эту программу, как он на нее реагирует, какие ресурсы при этом у него
активизируются или, наоборот, пропадают. Не следует думать, что объективно
существующее положение вещей однозначно определяет восприятие их человеком. В
действительности, разные люди к одному и тому же повороту объективно
существующего сюжета могут относиться и реагировать по-разному, и поэтому
методы воздействия на одних людей, которые кажутся весьма эффективными,
приводят к совершенно противоположным результатам, будучи применены к другим, и
причина этого, в первую очередь, - разница в их отношениях к тому или другому
частному архетипу в пределах универсального.
В рамках архетипа творения жизненная программа воспринимается как расширяющаяся,
разворачивающаяся, создающаяся, открываются границы на вход, берутся
длительные кредиты и долгосрочные обязательства с весьма смутными
представлениями о том, как все это будет реализовываться. Человек испытывает
определенный энтузиазм, отправляясь словно в дальнюю дорогу. Не следует думать,
что эта фаза вызывает у всех людей однозначно положительное отношение.
Во-первых, для многих людей фаза творения означает фазу, когда грядут
неприятности, к которым никак не подготовишься, потому что они придут с самой
неожиданной стороны. Во-вторых, энтузиазм, который сопровождает фазу творения,
часто воспринимается как ложный, немотивированный, необоснованный, и к самой
ситуации творения, создания новой жизненной программы люди, ведомые другими
архетипами, относятся априорно негативно. Они считают, что сейчас ни о чем
говорить, загадывать не следует, вот придет фаза осуществления или, еще лучше,
фаза растворения, тогда мы посмотрим. Но тогда, строго говоря, смотреть уже
поздно. “Цыплят по осени считают” - это безусловно, но насиживание яиц и жизнь
только что родившихся птичек все-таки требует особого внимания и обладает
особым обаянием, которое совершенно отсутствует по осени, сулящей, правда,
обаяние куриного супа. Итак, изобилие, неограниченность ресурсов, свойственные
фазе творения, одними людьми воспринимаются как вечно действующий фактор,
который не изменится никогда, другими же - как изобилие неожиданных
неприятностей, трудных поворотов судьбы и т.п. Мало кто относится к фазе
творения нейтрально, подавляющее большинство людей имеют к ней или отчетливо
положительное, или отчетливо отрицательное отношение.
Наоборот, фаза осуществления жизненных программ сама по себе вызывает более
трезвую, более спокойную оценку: большинству людей совершенно ясно, что это
совершенно необходимая часть жизни. Кому-то она кажется скучной, кому-то,
наоборот, в ее спокойном течении, сбалансированности, справедливости и
равновесии человека и его программы с окружающей средой видится истинный смысл
существования. Здесь ресурсы ограничены, но имеются в достаточном количестве,
если потребности человека и его программы разумны. Он стремится к тому, чтобы
они были разумны, а если иногда он входит в долги, то старается со временем их
возвращать. Здесь возникает если не статическое, то динамическое или
циклическое равновесие с окружающей средой, которое, кажется, может
поддерживаться неограниченно долго. Отношение человека к такого рода ситуациям
может быть различно: кому-то они скучны - каждый день подметать один и тот же
пол, вытирать носы одним и тем же детям, стелить и убирать одни и те же кровати,
зная, что завтра повторится то же самое; готовить пищу, которая будет съедена,
а посуда снова станет грязной. Однако восточная философия с чрезвычайным
вниманием относится к такого рода циклическим обязанностям человека, почитая их
высшими и ассоциирующимися с циклом рождения, осуществления и разрушения
Вселенной. Важно понимать, что жизненные программы - это не только такие
программы, которые ясны и очевидны с социальной точки зрения, например,
обучение в учебном заведении, работа в определенной фирме и т.п. Есть и иные
программы, которые подчиняются определенным законам, например, программа
развития отношений с другим человеком, с партнером. Это может быть партнер на
работе, или друг, или возлюбленный, или супруг, или ребенок - в любом случае в
отношениях с партнером человек обязательно в какие-то моменты времени попадает
в фазу творения, когда в отношениях появляются качественно новые черты и
обстоятельства, фазу осуществления, когда отношения идут заведенным ранее
способом и прорабатывается та или иная тема, и фазу разрушения, когда что-то из
отношений уходит безвозвратно и навсегда или же они оканчиваются целиком.
Эффекты, сопутствующие фазе творения в сюжете отношений, обычно весьма яркие.
Некоторые привязываются к ним и ценят только их, забывая о том, что кажущиеся
|
|