|
понимания, символического осмысления. Это, во многом, ценностная система
искусства, преодолевающего жизнь и завершающего ее сюжеты на символическом
уровне. Негативные ценности здесь - это розовые очки фазы творения, упертость и
ограниченность видения фазы осуществления, мертвая ритуальность, поддерживающая
уже отживший и давно сданный на слом объект, грубость работы, понимаемая,
однако, не так, как на фазе осуществления. Здесь важно уметь вылить из ванночки
грязную воду, но не повредить при этом находящегося в ней ребенка. Ценности на
фазе растворения часто относятся к жизни других людей, других ситуаций, ради
которых человек бескорыстно работает, разрушаясь сам, то есть жертвуя собой
ради чего-то иного, высшего по отношению к своей жизни, как он ее воспринимает.
Если на фазе творения одна из основных ценностей - это непосредственное бытие
человека, а на фазе осуществления - его работа, то на фазе растворения основная
ценность - это жертвенность, то есть жизнь ради чего-то еще, жизнь, которая
себя не поддерживает, но, разрушаясь, служит чему-то более высокому, чем она
сама.
Вопросы к читателю. Что вы больше цените в людях - творчество или
предсказуемость? Надежность или способность к изменениям? Способны ли вы
дружить с человеком, который остается неизменным в течение многих лет? Считаете
ли вы, что если какая-то черта вашего характера начинает противоречить всей
вашей жизни, вам нужно предпринимать специальные усилия для ее искоренения или
трансформации, или вы оставляете процесс на самотек? Является ли постоянное
ощущение новизны критичным для ваших отношений с другими людьми? Долго ли вы
можете терпеть человека, который вам решительно надоел? Что вы больше цените в
людях - изобретательность или последовательность?
Ответственность
Как вы понимаете ответственность? Как вы понимаете ответственность ваших
знакомых? В каком случае на них можно положиться, а в каком нельзя? Очень
многое зависит от того, какими модальностями вы и они пользуетесь в определении
этого понятия.
Для фазы творения характерна ответственность условная, пониженная и отсроченная,
то есть человек имеет в виду, что он, может быть, и будет отвечать за то, что
от сейчас говорит и делает, но не сразу, а когда-то далеко в будущем. Такого
рода вещи обычно не произносятся вслух, но подразумеваются и демонстрируются
косвенно, например, легкой интонацией, с которой человек говорит о том или
другом, игровыми манерами, ужимками, прыжками, скачками темы обсуждения.
Встретившись с ним на следующий день и упрекая его, вы ему скажете: “Ну, ты же
говорил…” Он посмотрит на вас усталым взором - так, как будто вы его очень
сильно утомляете, заставляя объяснять очевидное, и ответит что-нибудь в таком
роде: “Ну, да, я, конечно же говорил, но я же не говорил этого всерьез, я это
так, вообще сказал, может быть, в виде предположения”. Что стоит за этими
словами? Отчетливый намек на то, что он находился в модальности творения и
поэтому вообще никакой ответственности ни за свое поведение, ни за свои слова
не несет, и вы могли бы и сами это понимать. Нет, не могли? Значит, вы его
неправильно поняли. Вы были в фазе осуществления.
В фазе осуществления действительность - действительна, ответственность - это
нечто конкретное, узко понимаемое, ограниченное, но безусловное. Вот если я
вчера обещал позвонить тебе сегодня, то я звоню тебе сегодня в назначенное
время, а если я этого не сделал, то я перед тобой виноват и всерьез приму упрек,
который ты мне предъявишь, и постараюсь искупить свою вину. Если на фазе
творения ответственность вообще не предполагает никакого искупления в случае,
когда она нарушается, то на фазе осуществления ответственность обычно
предполагает совершенно определенное наказание за ее нарушение, как, например,
это оговаривается в уголовном или административном кодексе. При этом если
человека спросить: “Ну, вообще-то ты отвечаешь за то, что ты делаешь в целом",
- он вас может просто не понять. Он отвечает за свои конкретные действия, его
ответственность ограниченная и непреложная. Более широкой, размытой,
абстрактной ответственности он просто не понимает, - зато она понимается и
хорошо понимается на фазе растворения.
На фазе растворения человек отвечает целиком и полностью и не только за то, что
было вчера, но и за то, что было позавчера, и три дня назад, и в прошлом
воплощении. Он расхлебывает длинную и трудную кашу, расхлебывает ее до конца,
потом вытирает корочкой смирения остатки еды, даже пригоревшее дно кастрюли, и
ест все это, может быть, страдая, но не ропща, а внутренне смиряясь со своей
участью. С другой стороны, ответственность на фазе растворения не является
расширением ответственности фазы осуществления. Это совершенно иной тип
ответственности, когда человек не рассматривает никакие частные конкретные
нарушения, и они тонут и становятся практически незаметными при глобальном
рассмотрении объекта, всей его истории и тонкого внутреннего ее смысла, который,
собственно, единственно и волнует человека и за который он отвечает.
Ответственность, например, за адекватное взаимодействие объекта с миром на фазе
растворения вообще не рассматривается. Конечно же, объект с миром неравновесны,
важно, чтобы миссия объекта была выполнена в целом и в самом главном, в самом
тонком своем значении и звучании - за это человек отвечает. Часто он отвечает
за чужую вину, но, опять-таки, не так, как отвечал бы этот другой человек,
который совершил ту или иную ошибку. Например, он может извиниться перед
кредиторами умершего, принести им свои искренние сожаления, и те, понимая, что
ничего лучшего они не получат, с благодарностью, хотя, может быть, и со скрытым
неудовольством, выслушают его слова и поставят точку на длинной и неприятной
для себя истории. Похожим образом президент страны может извиниться перед
родственниками своих граждан, погибших в результате несчастного случая,
|
|