|
может иметь продолжение и, возможно, даже далекое продолжение, которое будет
касаться других людей и других ситуаций. Другими словами, его позиция: “Я живу
здесь и сейчас, и мне хорошо” - чрезвычайно устойчива, и менять ее на
какую-либо другую он не хочет.
Сказанное не означает, что на варварском уровне архетипа творения у человека
обязательно хорошее настроение. Оно может быть плохим, он может быть вечно
недоволен, он может постоянно ожидать все новых и новых неприятностей, но в
любом случае его внимание сконцентрировано на себе, на ближайшем будущем, а
чуть дальше его мысли не распространяются. То же относится и к его творческому
началу, которое может быть весьма активно и на варварском уровне проработки
архетипа. Но здесь обычно творчество заключается в том, чтобы проявить свое “я”
и развлечься за счет окружающих, или во всяком случае, не обращая внимания на
то, в какой мере человек затрагивает их интересы. “Я сегодня буду печь пирог, -
заявляет маленький варвар своим родителям, - мне нужны яйца, масло, мука,
сахарный песок, ванилин, корица и миндальные орехи”. Все это старательно
закупается и приносится на кухню, после чего ребенок начинает взбивать яйца
миксером, хаотично перенося содержимое яичной скорлупы себе на лицо, на стол,
на стены и на потолок. Скоро его энтузиазм угасает, и убирает кухню и доводит
до финальной стадии готовности пирог уже его мама или старшая сестра. Впрочем,
ребенка это нисколько не огорчает, он к тому времени играет с новым заводным
паровозиком, пуская его по лакированному роялю и подбираясь к рабочему столу
своего отца.
Обучение на варварском уровне проработки архетипа творения заключается в
неуклонной профанации всякого содержания и уклонении человеком от любых усилий,
связанных с восприятием новых идей и навыков или их освоением. Всякие идеи,
относящиеся к тому, что эти навыки будут когда-то полезны, его головы не
посещают или аккуратно отторгаются его подсознанием. Горизонты здесь необъятны,
возможности безграничны, единственное, что остается, это радостно принимать
валящиеся на человека в изобилии разнообразные неожиданные дары.
На любительском уровне проработки архетип творения воспринимается более трезво
и с некоторой оглядкой на будущее. Человек понимает, во-первых, то, что фаза
творения может в какой-то момент смениться иной фазой, а, во-вторых, то, что
полученные под архетипом творения дары не даны человеку в его личное свободное
пользование, а предназначены для того, чтобы он в дальнейшем смог пройти через
остальные фазы, которые он хотя смутно, но все же просматривает. На
любительском уровне человек часто чувствует себя уже не единственным фокусом
или центром ситуации, но ощущает определенные границы своего пространства -
внутреннего и внешнего - где в данный момент действует архетип творения, и
учится взаимодействовать с другими людьми, оказавшимися рядом с ним и
находящимися в той же фазе. Их он понимает, но его понимание людей, находящихся
в фазе осуществления и фазе растворения, более чем условно. В основном он
комфортно чувствует себя с другими любимцами фортуны, он играет с ними в разные
игры, смутно ощущая их правила, и там, где может, пытается их соблюдать. В
общем это похоже на игры детей в песочнице: эти игры безопасны, но для того,
чтобы они были более содержательными, дети договариваются об определенных
правилах, соблюдая которые, они ограничивают свое хаотическое начало и на
безопасном примере осваивают (очень приблизительно и очень отдаленно) модель
жизни в настоящем большом мире. Дети в песочнице учатся говорить по очереди,
соблюдать простейшие правила игры, обращать внимания на слова старших по
возрасту, в какой-то мере им подчиняться, а в какой-то мере проявлять свою
инициативу - в тех ситуациях, когда это требуется. Если ребенок на варварском
уровне проработки фазы творения, войдя в песочницу, начнет лопаткой раскидывать
песок во все стороны, стараясь попасть и в глаза окружающим, то на любительском
уровне он будет делать аккуратные куличи, рыть ямку для будущего клада и потом
разыскивать вместе со своим другом клад, который закопал тот.
Находясь на любительском уровне, человек начинает воспринимать то, что с ним
происходит, как определенную удачу и везение, и понимать, что другие люди по
каким-то неясным причинам оказываются в иных ситуациях, где удачи и везения
гораздо меньше, а иногда и вовсе нет, и где за каждый дар судьбы приходится
расплачиваться, иногда даже зарабатывать его большими серьезными усилиями. Видя
это, человек лучше ценит те возможности, которые предоставляет ему судьба, в
частности, гораздо лучше и эффективнее учится. Здесь еще нет полного и
стопроцентного восприятия всех учебных ситуаций, но, по крайней мере, человек,
что называется, мотает себе на ус и способен приложить некоторые усилия для
того, чтобы учеба не прошла даром. Он понимает, что через какое-то время придут
испытания его навыкам, и ему придется в совершенно других условиях их
реализовывать.
Кроме того, на любительском уровне человек воспринимает то, что происходит, как
аванс, то есть он понимает, что когда-то ему придется за это расплачиваться, и
ценит то, что получает, и старается его не разбрасывать в разные стороны, а
каким-то образом использовать, имея в виду дальнейшую свою жизнь. Не то, чтобы
он мог конкретно сказать, как она сложится, но какие-то ее общие контуры и
продолжение той кармической программы, которая заявляется и манифестируется на
фазе творения, он уже предполагает и рассматривает. Здесь перспективы видятся
не такими сияющими и безоблачными, но по-прежнему человек смотрит на мир как на
источник творчества и склонен к творчеству сам. Здесь его творчество уже более
конструктивно и более целенаправленно, чем на варварском уровне, но еще далеко
не профессионально. Если он сочиняет стихи, то это, как правило, стихи к случаю,
например, на день рождения членов семьи. На варварском уровне это будут
обидные дразнилки из одной-двух строчек. Здесь творчество человека носит
|
|