|
же качества человек ценит, ставит на первое место, рассматривая ту или иную
идею, в зависимости от ведущего его архетипа?
Архетип творения ценит, в первую очередь, момент рождения идеи, ее
оригинальность, ее яркость. Находясь под влиянием этого архетипа, человек
воспринимает идею некритично. Он становится страстным ее приверженцем или
отвергает ее с ходу. Для фазы творения характерны такие качества идеи как ее
неразработанность, даже грубость, общность, перспективность, возможность
дальнейшей ее разработки, свежесть, необыкновенное обаяние и притягательность.
Она привлекает к себе и этого человека, и других, и заставляет работать на себя,
служить себе, иногда даже требует в жертву себе всей жизни человека, и это его
не останавливает. На этой фазе идея преодолевает пассивность, она проливает
яркий свет на будущее. Здесь она еще не раскрыта, она появляется как первичное
зерно будущего проявления, поэтому обязательно содержит в себе загадку или
тайну, которую следует разгадать.
Архетип осуществления рассматривает идею в совершенно ином контексте и ждет от
нее совершенно иных качеств. Он настроен на эксплуатацию идеи, на ее реализацию
в рамках той или иной программы. Если эта идея и составляет суть его программы,
то она должна уже пройти фазу определенной разработки, должна быть в какой-то
степени разложена по полочкам, ее новизна к тому времени уже стерлась, яркость
уже не та, идея уже несколько потускнела, она погрузнела, материализовалась и
теперь уже должна работать наподобие того, как бензин работает в двигателе
внутреннего сгорания, то есть она дает силу для работы и организует процесс
раскрытия тайны, которая обозначилась на фазе творения. Здесь идея - это
реальная сила, которая вербует себе сторонников, готовых для ее реализации (на
фазе творения идея привлекает к себе многих, но ненадолго, и это обстоятельство,
с точки зрения архетипа осуществления, является большим ее недостатком). С
другой стороны, здесь человек может работать на идею в гораздо большей степени,
и эта работа будет более конкретной. Здесь идея уже разворачивается,
реализуется, и с ней идет совершенно реальное, ощутимое взаимодействие, и если
на фазе творения то, что дает идея, - это, скорее, вдохновение человека, то на
фазе осуществления с помощью этой идеи он воздействует на мир и трансформирует
его.
Архетип растворения придает идее привкус банальности. Она уже общеизвестна, она
уже свое в основном отработала, и теперь она привлекает к себе лишь самых ярых
своих последователей, которые к ней привыкли и не замечают того, как она
ослабела, или философов, которые начинают ее исследовать, проводить анализ ее
развития от и до, изучать ее влияние на реальность, и тем самым окончательно ее
хоронить. Эта фаза жизни идеи нередко характеризуется выражением “За что
боролись, на то и напоролись”, то есть в идее выявляются некоторые побочные
отрицательные эффекты, которые были вначале незаметны, на фазе осуществления
также не особенно человеку мешали, но теперь приходится расплачиваться за то,
что было не замечено вначале, и это и есть трудная и довольно тонкая работа,
поскольку идею нужно аккуратно умертвить и похоронить так, чтобы ее останки не
отравили собой тонкого мира, ноосферы, истории.
История повторяется дважды: в первый раз - в виде трагедии, второй раз в виде
фарса, говорит народная мудрость, которая, вероятно, не усматривает фазы
творения, то есть начала трагедии. Трагедия сама относится к фазе осуществления,
а фарс, который завершает тему, к фазе растворения. Вообще, искусство как
таковое, символически изображающее реальность, тяготеет к фазе растворения, но
не потому что оно разрушает реальность, а в том смысле, что оно ищет в ней
высший Божественный смысл, который открывается именно на фазе растворения.
Поэтому сюжеты жизни народа или отдельных людей подлежат эстетическому
осмыслению и служат вдохновением для режиссеров, писателей, поэтов, как правило,
находятся в фазе растворения. На фазе растворения идеи характерен глобальный
взгляд на нее, стремление к осмыслению тонкостей и глубинного смысла, который
противопоставляется прямому и рассматривается как более содержательный,
вглядывание между строк, финальное раскрытие тайны, откровение сокровенного,
внутреннего, глубинного смысла. После этого, и это очень важно понимать, идея
умирает; может быть, она возродится в какой-то совершенно неожиданной, новой
форме, но от того, какая она была прежде, не останется почти ничего. Впрочем,
ради этого “почти” как раз и идет работа фазы растворения.
Вопросы к читателю. Что вы больше любите: воспринимать идеи, их разрабатывать
или хоронить? Склонны ли вы к пародиям? Любите ли вы пародии? Склонны ли вы
сочинять их сами? Любите ли вы развернутые вступления? Верите ли вы в то, что
самые новомодные идеи молодежи опираются на мудрость традиции? Считаете ли вы,
что девяносто девять процентов новых идей - чушь, которая не проходит серьезной
проверки временем?
Бог и религиозность
Взгляд человека на Бога и характер его религиозности складываются под очень
большим влиянием подсознательной акцентуации в человеке архетипов творения,
осуществления и растворения. Даже если человек не верит в Бога, у него есть
какие-то воззрения на эволюцию мира, и, анализируя и изучая эти воззрения,
можно понять, какова его подсознательная акцентуация временных модальностей.
На низшем уровне роль религиозности играют суеверия человека или его поклонение
тем или иным идолам; рассматривая этих идолов с точки зрения модальности их
восприятия человеком и модальности их самих, можно многое сказать о склонностях
его подсознания.
Модальности творения соответствует Бог, воспринимаемый как Творец мира,
Покровитель всех творческих процессов. С точки зрения ответственности, человек
с сильной акцентуацией фазы творения склонен полагать, что задачей Бога было
|
|