|
фазах творения и осуществления. Он платит по счетам за те части своей судьбы,
когда он брал авансы и их частично реализовывал, и у него нет сомнений в том,
что именно сейчас - время расплачиваться, и бунтовать против этого он не
склонен.
Вопросы к читателю. Какое чувство вызывают у вас вопросы маленьких детей:
восхищение, умиление, желание ответить по существу или от них отмахнуться ввиду
их общей бессмысленности и глупости? Какую из фаз времени вы считаете самой
несущественной? Ответьте так, как вы сказали бы на людях, и подумайте, каково
ваше истинное, внутреннее отношение к этим фазам? Считаете ли вы, что слово
“оптимист” в сущности означает “дурак”? Считаете ли вы, что в старости к
человеку приходит мудрость? Какой возраст для президента страны вы считаете
оптимальным: не старше сорока лет, от сорока до шестидесяти, не менее
шестидесяти? Какой из трех сезонов - весна, лето, осень - нравится вам больше?
Когда вам легче работается?
Мировоззрение
Мировоззрение это, так сказать, теоретический фундамент отношения человека к
миру. В зависимости от того, в какой модальности времени человек находится, его
отношение к миру может сильно меняться.
Для модальности творения характерно отношение к миру игровое и несерьезное, то
есть человек играет с миром, совершенно не задумываясь о последствиях своей
игры ни для себя, ни для мира. Мир дан ему как изначальная данность, которая
еще только собирается проявиться, и результаты действий человека видны ему, в
лучшем случае, в туманной дымке. Ничто не предполагает серьезности будущего.
Человек принимает мир, причем принимает его безоговорочно, - это другая сторона
его безответственности - и, во многом, наивно. Он поглощен миром и полностью
вовлечен в него. Здесь еще нет разделения “это - я, а это - он”. Призыв:
“Будьте, как дети” - чаще всего означает: “Будьте непосредственны в своем
восприятии”, то есть включите у себя модальность творения. Человек воспринимает
себя субъектом опеки, заботы, благотворительности и центром мира. Можно сказать
больше, он считает, что мир это и есть он, а то, что находится за пределами его
восприятия и жизни, человек в принципе игнорирует.
Для фазы осуществления характерно, наоборот, серьезное и уважительное отношение
к миру. Человек считает, что мир сложен, что он сам сложен и может сделать
многое, он относится к миру во многом операционально, то есть ищет инструменты
воздействия на мир и в какой-то мере воспринимает себя таким инструментом; свои
способности, таланты он рассматривает именно с операциональной точки зрения:
“Что я могу сделать в мире?” Если он боится мира, он так же инструментально
задается вопросом “Что мир может сделать со мной?” Именно на этой фазе времени
человек придает особое значение своему уму, мышлению, в то время как на фазе
творения человек ценит или, наоборот, отрицает непосредственно с ним
происходящее, не особенно задумываясь, что его нужно как-то помыслить, оценить
и т.д.; в частности, на фазе творения не особенно ценится мышление: оно
воспринимается как нечто сугубо вспомогательное. На фазе осуществления человек,
естественно, проводит границу между собой и миром. В принципе, он считает, что
он должен заботиться о мире в той же мере, что мир должен заботиться о нем, или
человек сам должен заботиться о себе, организуя себе пространство в пределах
мира. Во всяком случае, он не считает, что он является центром мира, но ощущает,
что в мире есть для него место, и это место можно найти и освоить. Концепция
поиска и нахождения своего места в мире в принципе возможна лишь в модальности
осуществления.
В фазе растворения человек приобретает определенный отстраненный,
снисходительный, направленный как бы сверху вниз взгляд на мир. Ему свойственна
мудрость, понимание тонкости мира, целей его развития, лежащих за пределами
обычного восприятия, свойственного фазам творения и осуществления. Теперь он,
человек, заботится о мире, но заботится о тонких вещах, а не о грубых
операциональных моментах, как на фазе осуществления, и его разделенность с
миром приобретает качественный характер, то есть человек ощущает, что мир - это
одно, а он, человек, - это нечто совершенно другое, он вне этого мира, он
тоньше. Здесь проявляется и высоко ценится такое качество как мудрость, стоящее
выше ума и являющееся более тонким, более интегрирующим понятием. На фазе
растворения человек уже не нуждается в заботе мира, он как бы отдает себя ему.
Здесь между человеком и миром уже нет границы, человек уходит и, уходя, говорит
свое последнее слово, наполненное мудростью, высшим пониманием и глубоким
видением. Он пока в некотором условном и не очень важном для него смысле вместе
с миром, но это обстоятельство быстро пройдет, а главное то, что он не от мира,
и именно эту позицию он ценит и в ней пытается что-то делать, причем то, что он
делает, плохо понятно остальным фазам времени, хотя может ими уважаться, а
может и презираться. Этот человек нередко берет на себя доделывание чужой
работы, иногда безнадежной работы, и занимается ею во имя целей, которые видны
лишь на фазе растворения. С точки зрения фазы осуществления его деятельность
чаще всего бессмысленна или неэффективна.
Вопросы к читателю. Согласны ли вы с тем мнением, что только легкомысленный
человек может хорошо отдохнуть? Что вы цените выше - ум или мудрость? Любите ли
вы афоризмы? Короткие стихотворения? Считаете ли вы, что вся мудрость мира
может быть выражена в нескольких фразах? Согласны ли вы, что талант - это
девяносто девять процентов упорного труда и один процент вдохновения? Считаете
ли вы легкомыслие безусловно отрицательной чертой человека? Как вы считаете,
бывают ли ситуации, где самозабвенная поглощенность собой важнее, чем трезвый
взгляд на действительность?
Восприятие
|
|