|
собеседника. Даже если человек находится с ним в пределах одинаковой фазы, то
есть модальность времени у них согласована, это еще не значит, что согласованы
субмодальности. Последние также играют, как читатель понимает, большую роль.
Например, желая выяснить отношения и их почистить, человек может предъявить
своему партнеру претензию. Для него это не более чем затравка, начало будущего
серьезного разговора. Это может быть совершенно конкретная претензия,
неожиданно возникающая в разговоре и для него звучащая в модальности
растворение-творение, то есть основное содержание - это чистка, растворение, а
субмодальнось - начало этой чистки. Его партнер, предчувствуя этот серьезный
разговор и не имея никакого желания его проводить, может, как говорится,
спустить ситуацию на тормозах, то есть сказать: “Да, ты совершенно прав, я
очень перед тобой виноват, извини”, - и поставить тем самым логическую точку,
определив модальность своей реакции как растворение-растворение, то есть он
признает модальность чистки и своей фразой ее заканчивает. Человек оказывается
в сложном положении: с одной стороны, ответ абсолютно комплементарен, если
смотреть с социальной точки зрения, ибо ему не возражали, а согласились с ним,
а с другой стороны, он-то имел в виду задеть своего партнера за живое,
проговорить с ним гораздо более серьезную, более широкую тему, а тот каким-то
ловким маневром от этого увильнул, а предъявлять претензию снова и примерно в
тех же словах уже как-то неловко, ведь ему же ясно дали понять, что вина
принята, осознана и даже в основном искуплена.
Читателю в качестве упражнения предлагается рассмотреть три модальности понятия
чистки; а) чистка, которая происходит на фазе творения объекта, то есть процесс,
который идет в модальности творение-растворение; б) чистка, которая идет на
фазе осуществления, то есть в модальности осуществление-растворение; и в)
чистка объекта в процессе его растворения, то есть в модальности
растворение-растворение. Автор, таким образом, навязывает читателю идею, что
чистка относится не к модальности, а к субмодальности. Согласен ли читатель с
этим мнением? Если нет, то пусть подумает о своем варианте интерпретации
понятия чистки.
Жанр воспоминаний, например, в целом идет в модальности растворения. Это что-то,
что было и прошло, и теперь оно имеет лишь относительную ценность, а главное -
это осмысление и выводы из того, что когда-то происходило. Определенный флер
фазы растворения всегда стоит над воспоминаниями, окрашивая их в смягчающие
тона, снимая остроту прежних конфликтов и освещая их светом мудрости и
глубокого понимания. Однако в рамках такой общей модальности могут звучать все
три фазы времени в качестве субмодальностей. Человек может вспоминать о времени,
когда у него была активна фаза творения, когда на него со всех сторон сыпались
жизненные дары, авансы и предложения.
“Бывали дни такие, гулял я молодой,
Глаза глядели в небо голубое,
Еще был не разменян мой первый золотой,
Сияли звезды, гордые собою.
Еще моя походка мне не была смешна,
Еще подметки не пооторвались,
Из каждого окошка, где музыка слышна,
Такие мне удачи открывались.”
(Булат Окуджава)
В модальности растворение-творение написаны многие мемуары о Великой
Отечественной войне, когда действующие лица были еще молоды, жизнь была для них
чрезвычайно яркой, причем модальность растворения здесь подчеркнута дважды,
во-первых, тем, что это воспоминания, а во-вторых, тем, что это воспоминания о
войне.
Ситуация в модальности осуществление-творение это, например, прием на стабильно
функционирующую фирму нового сотрудника, который должен влиться в ее ряды и в
рамках уже существующего производственного процесса что-то изменить, ввести
какие-то нововведения, да и само явление человека в устоявшийся коллектив - это
тоже событие в модальности осуществление - растворение.
На четвертой стадии возникает, проявляется и человеком осознается матрешечное
соединение модальностей диалектического архетипа. Возникает это соединение,
безусловно, в любых ситуациях, независимо от стадии проработки этого архетипа,
но на четвертой стадии оно осознается, и человек учится с ним работать.
Таким образом, для четвертой стадии характерно, во-первых, согласование
модальностей времени, во-вторых, достаточно точное ощущение и использование
субмодальностей времени в пределах данной модальности, и, в третьих, их
матрешечное соединение. Последнее типично для ситуации, когда смысл того, что
человек говорит или делает, относится к одной модальности, а непосредственное
социальное содержание, то есть внешнее значение - к другой. Насколько
распространено такое поведение? Оно, скорее, является типичным, нежели
исключительным. Есть, например, люди, которые никогда не укладываются в те
программы, которые сами же себе назначают или в которые погружает их жизнь. Они
сами, впрочем, склонны стоять на второй точке зрения. Они вечно опаздывают,
торопятся, не успевают, срывают сроки, у них все под руками расползается и
теряет назначенные формы. Такой человек психологически постоянно находится в
фазе растворения. По жизненным обстоятельствам, по взаимодействию с другими
людьми, он вынужден, естественно, использовать все три модальности времени.
Однако его внутреннее состояние постоянно проявляется в мимике, жестах,
интонации, особой конструкции фраз - при том, что сама тема обсуждения может
относиться, например, к модальности творения. Способность заупокойным голосом
обсуждать будущий проект, который еще только-только начинает возникать, -
|
|