|
Что это означает, например, в бытовом поведении? Человек, ощущающий активность
одного из частных архетипов (творения, осуществления, растворения), знает,
когда можно заменить его на иной, а когда ни в коем случае нельзя. Например, в
разгар рассказа вашего собеседника об интересующей его теме, когда он эту тему
не только заявил, но и принялся разворачивать, оборвать его и сказать: “Ну,
хорошо, а к чему ты клонишь?” или “Какой отсюда следует вывод?” - то есть резко
заменить фазу осуществления в ее активном состоянии на фазу растворения было бы
большой бестактностью - при том, что вы руководствуетесь лучшими намерениями и
может быть, действительно вам уже пора уходить, а то, что собеседник
рассказывает, вам чрезвычайно интересно. С другой стороны, когда фаза
осуществления уже заканчивается, то будет во многих случаях весьма уместно
заменить ее или фазой творения какого-то нового сюжета, или фазой растворения
того сюжета, о котором шла речь, и этот переход, если он происходит незаметно
для сознания человека, застает его врасплох: фактически уже идет фаза
растворения, а его энтузиазм, серьезность и собранность, фиксированность на
определенном ритуале не дают ему возможности это почувствовать, и возникает
некомплементарное поведение. Такого рода эффекты на четвертой стадии бывают, но
обычно смена модальности все-таки доходит до сознания человека, он ее осознает
и соответствующим образом корректирует свое поведение.
Так, хозяин, оживленно разговаривая с гостем, в какой-то момент чувствует, что
гостю уже малоинтересно происходящее и тот пытается свернуть оживленную беседу,
посматривает на часы, вежливо кашляет, бросает взгляд в сторону двери. Это
поведение показывает хозяину, что содержательная часть визита для гостя,
очевидно, закончилась, и у него есть желание уйти. Может быть, хозяин замечает
это не сразу, может быть, тема разговора занимает его чрезвычайно, но на
четвертой стадии после одного-двух косвенных намеков гостя до сознания хозяина
доходит тот факт, что фаза осуществления сменилась фазой растворения, и он
(может быть, скрепя сердце) принимает этот факт и переводит общение уже на
рельсы расставания: меняет интонацию, договаривается о будущей встрече,
благодарит за интересное общение.
Вообще, следует, отметить, что не все переходы в равной мере даются человеку. В
особенности ему трудны переходы с той модальности, которая является для него
самой привычной и самой любимой, но кроме того, есть еще переходы, которые
психологически более сложны, например, из фазы растворения в фазу творения, из
фазы творения в фазу растворения и из фазы осуществления в фазу растворения. У
каждого человека по крайней мере один из этих переходов психологически сложен и
некомфортен. Почему это так, вопрос сложный, но если человек осваивает хотя бы
на каком-то материале этот переход, то это сказывается и на таких переходах во
всех остальных жизненных ситуациях и сюжетах.
На четвертой стадии человек обычно осваивает субмодальности в пределах данной
модальности. Это означает, что он начинает дифференцировать каждую из трех
модальностей времени и в ее рамках ощущать различные интонации, относящиеся к
другим модальностям.
Например, говоря об обучении, мы можем сказать, что в целом оно идет в
модальности творения. Многие люди, например, считают, что они не в состоянии
выучить иностранный язык, обучиться водить автомобиль или готовить пищу. В
таких случаях им помогает такой психологический подход: “Ты, такой как ты есть,
безусловно, не в состоянии выучить английский язык, но ты можешь стать другим
человеком, который будет знать английский язык". Такого рода подход как раз в
точности и означает серьезное и глубокое включение архетипа творения. Однако
обучение можно разделить на три основные фазы, соответствующие трем основным
модальностям времени.
Первая фаза - это фаза растворения. Она заключается в том, что человек
обнаруживает определенные блоки, определенные свои несовершенства, препятствия,
не дающие ему освоить материал, или он обнаруживает белое пятно на месте
будущего знания и ставит себе задачу это пятно стереть. Другими словами, он
обнаруживает некоторое неумение, которое должно быть разрушено и преодолено
умением. Сказанное выше может показаться читателю несколько экстравагантным,
однако любой лектор, любой пропагандист прекрасно знает, что в начале изложения
для того, чтобы заинтересовать публику, нужно поставить перед ней проблему,
решение которой будет непонятно, то есть нужно организовать препятствие,
которое должно быть преодолено и разрушено. Следующая фаза обучения относится к
модальности осуществления: здесь происходит процесс освоения нового материала и
своего рода работа с ним; работа, естественно в игровом режиме, как это и
предполагает основная модальность обучения, то есть модальность творения,
однако субмодальность здесь осуществление. И, наконец, третья фаза обучения
заключается в том, что человек уже освоил вчерне предмет обучения и вместе с
ним отправляется под отдаленным присмотром преподавателя во внешний мир
пробовать себя, демонстрировать свои навыки уже во внешней реальности. Так,
студент становится молодым специалистом. Здесь бывший ученик является в мир с
новым навыком, и мир разворачивается к нему совершенно по-другому. Теперь
полученный навык дает возможность человеку почти бесплатно получать все новые и
новые плоды и результаты своего обучения, вокруг он слышит восхищенные возгласы,
ситуации, которые раньше были ему недоступны, распахивают ему свои двери и
новая жизнь заключает его в радостные объятья – здесь налицо субмодальность
творения.
Аналогично, в фазе осуществления и в фазе растворения также можно выделить три
субмодальности и, таким образом, получить более дифференцированное
представление о модальности происходящего. Такого рода членение в некоторых
случаях чрезвычайно полезно, поскольку позволяет гораздо точнее понять
|
|