|
которое в обычном состоянии сознания помыслить трудно или приходится его
описывать словами “и то, и другое вместе”. Так, стоя в лесу под дождем, человек
в минуту особого слияния с природой чувствует себя одновременно и сухой почвой,
жадно впитывающей падающие капли, и самими этими каплями, и грозовой тучей,
грозно ворчащей и исторгающей из себя молнии, и старым деревом, в которое
попадает одна из этих молний, и общим напряжением в пространстве, и разрешением
этого напряжения, когда гроза проходит и начинается новая жизнь.
ПСИХОЛОГИЯ ДИАДИЧЕСКОГО АРХЕТИПА
Мировосприятие
Иньский взгляд на мир предполагает, что человек должен, воспринимая мир,
адаптироваться к нему, релаксироваться в окружающем пространстве, принимать
воздействия, идущие из мира, и не столько противостоять им, сколько находить
для них место в своей душе, пусть даже ценой последующей перестройки ее. По
своей природе психика чрезвычайно пластична, поэтому, стоя на иньской позиции,
можно прожить целую жизнь. О таком человеке, при поверхностном взгляде на него,
говорят, что у него идеальный характер, что он все стерпит, что он никогда не
возражает и, по-видимому, это так; однако более внимательное наблюдение
показывает, что он может и сопротивляться, причем довольно действенно, иногда
более действенно, чем человек с янским мировосприятием. Дело в том что,
воспринимая мир, человек может обращать большее внимание на одни его моменты и
меньшее внимание на другие, что-то он может вовсе игнорировать, а что-то
наоборот принимать, как говорят, близко к сердцу, и перестраиваться в
соответствии с тем, что он воспринял.
Что же привлекает внимание человека с иньским мировосприятием? В первую очередь
это ситуации и объекты, которые вызывают у него интересные для него внутренние
реакции. Если же этот человек ориентирован вовне, то он тоже может иметь
иньское мировосприятие, в этом случае реагировать будет не его внутренний мир,
а та сфера внешнего мира, которую он считает своей. Таков, например,
исполнительный служащий с иньским мировосприятием: получая распоряжение
начальства, он перестраивает в соответствии с ним всю свою работу, если это
необходимо.
Сложность при общении с таким человеком заключается в том, что он никак внешне
не выражает свое сопротивление тому, что ему не нравится или представляется
неинтересным. У него словно не возникает ситуаций, когда ему что-то не нравится,
и он хотел бы высказать свое негативное отношение. Когда ему что-то не
интересно, он просто не обращает на это внимания. Его можно ругать, и если он
сочтет, что вы ругаете его правильно, он будет внутренне переживать ваши слова,
а если он сочтет, что вы к нему несправедливы, он просто пропустит вашу критику
мимо ушей, но в любом случае ответной агрессии вы от него не дождетесь. Скорее
он будет поедать сам себя. Сказанное, впрочем, не означает, что с этим
человеком можно обращаться как угодно: если вы перегнете палку, то он
перестроится таким образом, что станет для вас крайне неудобным, вам станет в
его обществе очень некомфортно, даже просто приближаясь к нему, вы почувствуете,
что какая-то сила выталкивает вас наружу, портит вам настроение, и ситуация
как бы сама собой сложится так, что судьба разведет вас в разные стороны. Так
работает его защита.
Янское мировосприятие в первую очередь означает весьма активную позицию
человека. У него много энергии, которую он хочет проявить во внешнем мире, и,
воспринимая внешний мир, он ищет в нем объекты или площадки для собственной
деятельности, а найдя их, он немедленно приступает к реализации своих планов,
идей, проектов. Мир, такой, какой он есть, этого человека не устраивает, он
нуждается в переделке, и внимание человека, направленное на мир, как правило,
вторично, оно необходимо как инструмент, но не как основная цель его жизни и
деятельности. Цель же в данном случае это воздействие на мир.
Общаясь с таким человеком, очень важно его правильно понимать. Он не тиран, во
многих случаях он желает вам добра, но он активен в этом своем добре, он
пытается иногда правильно, иногда совершенно превратно, понять ваши потребности
и их удовлетворить. Если у вас есть затруднения, он старается помочь вам их
преодолеть; если вы несчастны, он будет делать вас счастливым; если вы не
замужем, он будет искать вам жениха; если вы замужем и хоть раз обмолвитесь о
том, что ваш муж обладает какими-то недостатками, не исключено, что он бросится
вас с ним разводить - хотя вы совершенно этого в виду не имели, и вообще, у вас
есть трое маленьких детей, которые очень любят своего папу и совершенно не
склонны менять его ни на кого другого. Однако для человека с янским
мировосприятием все это как серьезные аргументы не звучит: вы нуждаетесь в
изменении вашей жизни, и он эти изменения вам обеспечит.
Глядя на какой-либо внешний объект или ситуацию, человек с иньским
мировосприятием задается такими, например, вопросами: Каков этот объект?
Подойти мне к нему поближе или на всякий случай отодвинуться подальше? Каковы
его характерные особенности и как они сочетаются? Как я смогу адаптировать этот
объект к своей жизни, если он в нее войдет? Какие изменения мне придется
произвести с собой и в своем мире, если мне придется его ассимилировать? Как о
нем нужно заботиться? Какие у него потребности?
Человек с янским мировосприятием будет, глядя на объект или ситуацию,
задаваться совершенно иными вопросами. Как можно половчее внедриться в эту
ситуацию? Где у этого объекта крепежные болты и гайки, развинтив которые, можно
откинуть крышку и углубиться в созерцание его анатомии, а затем и разобрать его
на части, после чего, возможно, сложить в другом порядке? В каком виде
дрессировки он нуждается? Что будет если его потянуть за четыре лапы и хвост
|
|