|
одновременно? Смогу ли я реализовать с его помощью свою давнишнюю мечту
научиться ездить верхом? Освою ли я на нем рысь и галоп, а также скачку с
препятствиями? Сможет ли эта женщина стать мне достойной подругой? При иньском
мировосприятии последний вопрос прозвучит так: смогу ли я стать этому молодому
человеку хорошей женой?
Вопросы к читателю. Чувствуете ли вы иногда, что мир чрезвычайно уязвим перед
вами или же, наоборот, вы чаще чувствуете свою уязвимость в нем? Какие ситуации
дольше привлекают ваше внимание: когда у вас есть возможность как-то
воздействовать на мир или когда он начинает интересным для вас способом
воздействовать на вас? Любите ли вы быть в центре внимания, ничего особенного
не делая? Любите ли вы привлекать внимание своими активными действиями? В какой
мере вас интересует результат ваших действий? Или для вас более важен сам факт
их совершения? Считаете ли вы, что все закаты одинаковые? Какой аспект
вынашивания ребенка кажется вам важнее и ответственнее: беременность или роды?
Какой образ вам ближе: вы плывете по социальному пространству или же его
пронзаете?
Мировоззрение
Иньский взгляд на мир предполагает рассмотрение его как набора определенных
состояний, которые нужно пережить и развитие которых определено самой природой
вещей. Янский взгляд представляет мир как набор ситуаций, в которые нужно
вмешаться и определенным образом их отрегулировать. Типично янскую позицию
заявил Иван Мичурин в известной фразе “Мы не можем ждать милостей у природы,
взять их у нее – наша задача”. Иньский вариант этой фразы звучит так: “Мы не
можем ждать милостей от природы, после того, что мы с ней сделали”. На другом
языке можно сказать, что янский взгляд соответствует процессу творения кармы, а
иньский взгляд соответствует процессу ее созревания, материализации и
проявления, когда то, что происходит, от человека уже не зависит и ему остается
лишь принять это, так или иначе к нему приспособившись.
Мировоззрение отличается от мировосприятия тем, что это как бы идеология
человека, это призма, через которую он смотрит на мир. Таким образом, янское
мировоззрение предполагает идентификацию человека с определенной причиной,
которая двигает этот мир, и это взгляд на мир как на управляемый процесс, а
иньское мировоззрение соответствует, наоборот, видению мира как неуправляемого
процесса, набора состояний, к которым можно лишь лучше или хуже адаптироваться.
В своей низшей октаве иньское мировоззрение есть рабская позиция, янское
мировоззрение есть позиция тоталитарного диктатора и деспота. На высшем уровне
иньская позиция соответствует философии буддизма (непротивление злу), а янская
позиция соответствует религиозной философии, мыслящей Бога как разумное и
всеблагое начало Вселенной, управляющее ею во всех ее подробностях. Иньская
философия ярко выражена в трактате Дао Дэ Цзин: “Умеющий ходить не оставляет
следов”, “умеющий закрывать двери не пользуется замками”, “знающий не говорит,
говорящий не знает”. Таким образом, даосская философия, которая предписывает
человеку в каждый момент времени точно находиться на гребне волны и следовать
ее движению, может быть отнесена к иньскому мировоззрению, последнее вообще
свойственно культурам Востока.
Вопросы об отношениях инь и ян в мировоззрении очень ярко отражаются в
отношении человека к уму и мудрости. Ум есть активное, аналитическое,
воздействующее, управляющее начало, относящееся, очевидно, к ян. Мудрость,
наоборот, предполагает иньское состояние сознания. Ум приходит к результатам,
мудрость их дожидается. Ум стремится пронзить, мудрость стремится вместить в
себя.
Другой пример разницы между иньским и янским мировоззрением представляет
писательская профессия. Журналист, публицист, социальный критик, бичующий
конкретное социальное зло и предлагающий меры для его устранения, представляют
янское начало. Наоборот, писатель, в художественной форме отражающий жизнь во
многих ее проявлениях, стремящийся в своем романе отразить свое время, не давая
ему никаких оценок и оставляя их на усмотрение читателя, представляет иньское
начало. Такова, например, “Война и мир” Льва Толстого, сочинение по своему духу
и пафосу безусловно иньское, и попытки автора вставить в него отчетливо янские
прямые этические оценки Наполеона и его вторжения в Россию выглядят в этом
романе совершенно искусственными публицистическими вкраплениями. Более поздние
романы Льва Толстого “Анна Каренина” и “Воскресение” носят уже совершенно иной,
гораздо более янский характер. Здесь отчетливо ощущается действие активного
злого начала, ведущего сюжет, и незамедлительно приходящего вслед ему возмездия.
Вопросы к читателю. Считаете ли вы, что мир и ваша жизнь устроены разумно? Что
вы можете ими сознательно управлять? Или наоборот, вы склоняетесь к мнению, что
самый разумный способ поведения - это плыть по воле волн, не слишком стараясь
понять направление течения, но адаптируясь к нему по мере возможностей? Близка
ли вам точка зрения, что атмосферу планеты нужно чистить от мусора радиоволн?
Как вы считаете, несет ли генерал моральную ответственность за жизни солдат,
убитых в сражении под его предводительством? Как вы считаете, имеет ли женщина
моральное право на аборт? На иные способы изгнания плода? Как вы считаете,
сказывается ли на мужчине аборт от него?
Восприятие
Иньское восприятие, как правило, некритично, безусловно и не подразумевает
никакой внешней, а также, кстати говоря, и внутренней реакции. Человек
воспринимает просто потому, что что-то привлекло его внимание. Получилось так,
что его органы чувств направились на объект и его воспринимают. После этого
восприятия начинается внутренний процесс, который может идти самыми различными
|
|