Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 3. Ч а с т ь 2 - ДИАДИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
среда в чем-то нуждается, и партнер об этом информируется. При этом он волен 
как принять во внимание бедственное состояние окружающей среды, так и его 
проигнорировать, он в этом смысле свободен. Наоборот, приказание или требование 
не оставляет ему такой свободы, вынуждая подчиниться, включив свою иньскую 
модальность.
Еще примеры матрешечных соединений. Признавая свое поражение, мужчине трудно 
сказать “Я проиграл, поскольку был слабее противника”. Это фраза в стиле ян-ян. 
Гораздо легче ему сказать так: ”Я проиграл, потому что обстоятельства были 
сильнее меня”. Эта реплика в стиле ян-инь, то есть на психологическом плане 
обозначено действие - проигрыш, а социальная форма, в которую она облачена, - 
иньская, ссылка на обстоятельства, то есть как бы на состояние окружающей среды.
 Как правило, во всех конфликтных ситуациях расхождение между модальностями 
психологического и социального плана - правило, а не исключение. То же 
относится и к отношениям человека с самим собой. Когда мы ищем причины для 
наших внутренних состояний, мы редко удерживаем модальности. Если мне плохо 
(инь), то есть кто-то, кто в этом виноват (ян), если я провинился (ян), то 
виной тому были обстоятельства (инь), которые послужили тому виной.
Автор не хочет сказать, что такого рода рассогласование между модальностями 
означает какое-то особенное лицемерие человека - оно, по-видимому, свойственно 
природе вещей. Но для того, чтобы правильно понимать себя и происходящее, на 
эти модальности следует обращать пристальное внимание, пока это не войдет в 
привычку человека, поскольку они играют совершенно принципиальную роль и для 
него, и для окружающих. Опыт показывает, что близкие люди обижаются друг на 
друга не по существу происходящего, а по социальным модальностям, которыми они 
оформляют свое поведение.
Вопросы к читателю. Какая из двух модальностей, иньская или янская, больше 
свойственна вам на психологическом уровне, в вашем социальном поведении? Тот же 
вопрос по адресу членов вашей семьи, ваших друзей, близких знакомых? Когда вас 
обвиняют, склонны ли вы молчать или отругиваться? Любите ли вы делать паузы? 
Любители ли вы паузы у ваших партнеров? Считаете ли вы, что молчание - знак 
согласия? Умеете ли вы отличать негативное молчание от позитивного? Умеете ли 
вы определить, слушает ли ваш собеседник ваши речи или думает о чем-то своем? 
Что вы делаете, когда разговор принимает нежелательное для вас направление? 
Многозначительно умолкаете или активно переводите его в нужное русло?
Другой важный пример матрешечного соединения модальностей - это их ситуации, 
когда сознанием человека владеет одна модальность, а подсознанием - другая. 
Огромное количество недоразумений и взаимонепонимания связаны с ситуациями 
такого рода. Сколько раз сталкивались мы с претензиями на наше неправильное 
понимание, но плохо могли понять, в чем тут дело. А причина во многих случаях 
чрезвычайно проста: модальность, на которую исходно (априорно) настроен человек 
и которая управляет в данный момент его подсознанием, не соответствует 
модальности сообщения, которое он воспринимает. Тогда при восприятии неизбежно 
возникает искажение, поскольку, хотя формально человек слышит фразу, например, 
в янской модальности, но внутри себя он воспринимает ее в иньской и, разумеется,
 не обращает на это никакого внимания. Однако, мысль, выраженная его партнером, 
искажается при этом до неузнаваемости. Итак, несколько примеров перевода из 
иньской модальности в янскую. Слева звучит фраза так, как она произносится, 
справа - так как она понимается человеком, настроенным на противоположную 
модальность.
Мне очень плохо - Я требую от тебя помощи
Я задержалась по не зависящим - Я опоздала специально, чтобы тебя 
от меня обстоятельствам обидеть
Меня обижает твое отношение ко мне - Ты меня намеренно оскорбляешь
Я требую от тебя объяснений - Мне хотелось бы услышать от тебя 
комментарий, в чем дело
Я не прошу, а требую - Я настоятельно прошу
Твой сын опять хулиганил в школе - Твоему сыну опять не повезло со
школой
Ты меня, пожалуйста, не утомляй - Я сегодня очень утомлен
 
Разумеется, человек, который слышит ответ в искаженной модальности, отвечает на 
тот вопрос, который он слышит внутри себя. Читателю предлагается следующее 
упражнение: представьте себе реакцию на вопросы в левом столбце и на вопросы в 
правом столбце и сравните ответы, как по модальностям, так и по 
непосредственному содержанию.
Стадия 5. Синтез. Символически синтез иньского и янского начала можно 
представлять себе как рождение ребенка, который в чем-то похож на маму, в 
чем-то - на папу, но представляет собой качественно новое явление. Разумеется, 
этот образ не следует понимать буквально, синтез модальностей не означает 
рождения нового объекта. Однако при тщательной проработке иньской и янской 
модальностей и профессиональном владении способами их сочетания в какой-то 
момент человек выходит на уровень, когда он забывает о необходимости следить за 
их использованием. Они чередуются настолько точно, что становятся его верными 
помощниками, которые должным образом разворачивают по отношению к нему любую 
ситуацию внешнего и внутреннего мира. Он становится одновременно и деятелем, и 
действием, и объектом действия. Его внимание таким образом рассредотачивается в 
пространстве и времени, что точно назвать используемую им модальность 
невозможно: он как бы имеет в виду сразу обе. В этом состоянии ощущается и 
иньская и янская составляющие, но они не противопоставлены друг другу и не 
дополняют друг друга, и не исключают друг друга, а существуют в особом единстве,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-