|
во всех отношениях приводит к очевидным нелепостям и совершенной неадекватности
его поведения. Пословица по поводу фиксации на янском архетипе говорит: “После
драки кулаками не машут!” - но этот человек поступает именно так. Драка уже
давно закончилась, пора сесть и посмотреть, к чему она привела, осмотреть
синяки, перевязать раны, а он все еще не может остановить свою агрессию и
продолжает крушить противника, который давно уже сокрушен или отсутствует
поблизости. Фиксация на инь - это, например, тупое сопротивление, когда человек
предлагает окружающим свою проблему, и ему предлагают различные способы ее
решения, но он, формально их воспринимая, никак не реагирует и продолжает
пребывать в полной пассивности, чего-то ожидая, хотя давно уже ясно, что ждать
нечего и нужно самому что-то предпринимать. Здесь, как правило, иньская
модальность реализуется на варварской стадии проработки архетипа, и иметь дело
с таким человеком очень тяжело и неприятно, однако, это весьма распространенный
тип поведения, особенно с людьми, которые от человека зависят. Символически эта
позиция звучит так: ”Покажите мне девушку, без которой я жить не могу”. К ней
же относится ребенок, который, капризничая, отвергает все новые и новые виды
пищи, которые предлагает ему мама, сопровождая свои отказы неизменной репликой:
“Хочу другое!” Какое именно другое, он не уточняет и уточнять не собирается,
это дело его мамы.
Стадия 3. Конкуренция. На этой стадии человек уже хорошо умеет определять
модальности иньского и янского архетипа даже в сравнительно тонких ситуациях, и
его связь с иньским и янским архетипом уже вполне налажена, то есть в какой-то
степени он умеет эту связь инициировать, включать и, в случае необходимости,
разрывать, включая другой архетип. На этой стадии он уже сознательно пользуется
модальностями и заставляет тем самым архетипы работать на себя. С другой
стороны, такого рода устойчивое волевое использование архетипов приводит к тому,
что они обретают определенную власть над его подсознанием, и эти эффекты на
третьей стадии человеком еще плохо контролируются. Это ведет к тому, что у него
в каждой ситуации возникают четкие подсознательные приоритеты, то есть иньское
или янское предпочтение, которые он не осознает, но которые, тем не менее,
отчетливо вмешиваются в его поведение, иногда противореча сознательному
поведению и установкам. Можно сказать, что на этой стадии у человека
формируются две субличности: одна - иньская, женственная, другая - янская,
мужественная. И они, во многом находясь у него в подсознании, прорываются в
сознание в виде устойчивых склонностей, которые проявляются по-разному в
различных ситуациях, и иногда возникает впечатление, что даже как бы весь мир
подсознательно поделен этим человеком на три сферы. В одной из этих сфер
безраздельно владычествует иньская субличность, или внутренняя женщина человека,
в другой столь же безраздельно царствует янская субличность, или внутренний
мужчина, а за третью идет беспощадная война, и этой третьей областью каждая
субличность хочет завладеть и присоединить ее к своей территории. Другими
словами, для этого человека во многих ситуациях, как внешних, так и внутренних,
довольно остро стоит вопрос о том, какую позицию он займет – активную,
воздействующую или пассивную, воспринимающую. И эти позиции для него являются
взаимоисключающими. На этой стадии у человека возникает как бы два разных
мировоззрения, две разных жизненных философии, две разных системы ценностей,
иногда кардинально отличающихся друг от друга и соответствующих иньской и
янской его установкам. Это приводит к колоссальным тратам энергии и большому
количеству ложных ситуаций, в которых человек оказывается из-за своего неумения
согласовать ценности во внутреннем пространстве. Однако это невозможно, пока
внутри него иньский и янский архетип конкурируют, а не сотрудничают.
Например, находясь в иньском состоянии, человек может быть трудолюбив, терпим,
доверчив и добр. Наоборот, переходя в янское состояние, он может становиться
жестким, грубым, энергичным, собранным, целеустремленным и очень ограниченным.
Его янская позиция в каждой конкретной ситуации будет такова: “Я точно знаю,
чего хочу, и ничто другое для меня не существует”. В то же время, находясь в
иньской позиции, он вполне может придерживаться гораздо более широких взглядов,
например, что мир широк и в нем есть место для каждого Божьего создания, для
каждого темперамента, характера и судьбы.
Как правило, ограниченность, жесткость иньской ипостаси человека ведет к его
неспособности принять мир и релаксироваться в нем - причина большинства
психических и психологических осложнений, неврозов и т.п. Однако, всерьез
вопрос о проработке иньского начала в нашей сугубо мужской по своему духу и
менталитету цивилизации никогда не ставится. Гораздо более важной считается
проработка активного, деятельного, энергичного, организующего, ответственного
за свои прямые действия янского начала. При этом игнорируется тот факт, что в
человеке всегда имеется баланс между инь и ян, и чем сильнее янское начало и
чем большее значение человек ему придает сознательно, тем больше оно обижает и
притесняет начало иньское, которое вследствие этого деградирует и из верного
помощника человека становится для него тяжкой обузой.
Когда у человека идет конкурентная борьба между иньской и янской модальностями,
то, как правило, победа одной из них на внешнем, на социальном уровне
сопровождается победой другой на уровне психологическом, что чаще всего
человеком не осознается. Например, человек, у которого в ситуациях диалога
побеждает на социальном уровне иньская модальность, то есть который в диалогах
склонен молчать, слушать собеседника, ему поддакивать и всем своим социальным
поведением утверждать свое иньское начало, на психологическом уровне чаще всего
производит жесткую оценку того, что он слышит, и весьма активен в своем
осмыслении и в своих внутренних суждениях по поводу услышанного, и, хотя он не
подает виду, его собеседник может это отлично чувствовать. Таким образом, в
|
|