|
имеет цели управлять своим телом и как-то модифицировать эти телесные ощущения,
а лишь пассивно к ним прислушивается, стараясь к ним приспособиться, если в
случае, когда у него что-то болит, он ищет положение, при котором боль
минимизируется и т.п., то он целиком находится под влиянием иньского архетипа.
То же относится и к ощущениям, идущим из внешнего мира, когда человек пассивно
к ним приспосабливается: терпит боль от ударов, идет, стараясь не наталкиваться
на препятствия и приспосабливая свою походку к рельефу окружающей среды,
карабкается на дерево, не ставя это себе специальной целью, но как бы в порядке
самопроизвольной игры, так, как это делают дети, - все это происходит под
иньским архетипом.
Янский архетип предполагает определенную идею, определенные целенаправленные
усилия, например, когда человек не терпит боль, приспосабливаясь к ней, а
противопоставляет ей свои психические ресурсы, как бы сражается с нею, говорит
ей: “Ах, ты хочешь меня сломать? Нет, я не сдамся! Я тебе не поддамся!” Когда
человек, подобно йогам, начинает управлять своими внутренними ощущениями,
например, занимается гимнастикой, работает с тренажерами, целенаправленно
воздействует на те или иные группы мышц, тянет связки, словом, воздействует на
свое тело так, как будто он им не является, а оно является по отношению к нему
чем-то внешним, то есть объектом приложения усилий, - тогда им управляет янский
архетип.
Вопросы к читателю. Предпочитаете ли вы активный или пассивный отдых? Что вы
больше любите - загорать на пляже или ходить в туристический поход? Что вам
нужно для расслабления - должная концентрация внимания, отсутствие внешних
раздражителей, соответствующая музыка, запахи и т.п. или интенсивное напряжение,
преодоление тяжелых препятствий, нагрузка, которая внезапно оканчивается,
оставляя вас наедине со своим телом на короткое время, и возобновляется снова?
Ощущаете ли вы порой свое тело как обладающее независимо от вас волей и
сознанием? Различаете ли вы части вашего тела по уровню управляемости ими вашей
волей? Любите ли вы, когда вас гладят, массируют, ходят по вам ногами? Умеете
ли вы адаптироваться к некоторым видам боли, трансформировать их переживание
внутри себя? Верите ли вы, что к холодной воде, например, к купанию в проруби,
можно привыкнуть и не испытывать при этом отрицательных чувств?
Еда
По привычкам еды и вообще всей культуре, окружающей ее, можно много понять об
акцентуации архетипов в подсознании человека. Вероятно, любая психологическая
проблема так или иначе искажает пищевые склонности и диету человека, поэтому, в
частности, проблемы коррекции фигуры и веса человека совершенно невозможно
решить без тонкого и подробного психологического анализа и изменения психологии,
этики и мировосприятия человека. Говорят, что внутри толстого человека живет
тонкий и плачет, - но почему он плачет? Ответ на этот вопрос не так очевиден,
как может показаться. Йоги говорят, что еду надо пить, а жидкости надо есть
(имеется в виду, что пережевывать пищу надо до такой степени, чтобы она,
смешиваясь со слюной, становилась практически жидкой, а воду надо пить мелкими
глотками, как бы откусывая по небольшому кусочку). Почему такие, на первый
взгляд, странные указания? Очевидно, здесь проявляется стремление к балансу инь
и ян. Дело в том, что по основной идее, пережевывание - это процесс янский. У
него есть определенная цель, которая заключается в трансформации пищи в том
виде, как она лежит на тарелке, и превращение ее в вид, приемлемый для желудка.
Что же касается процесса питья, то он носит отчетливо иньский оттенок, то есть
человек, когда пьет, как бы сливается с напитком, и у него меняется все его
состояние, по крайней мере, трансформативной цели здесь нет. Другими словами,
когда человек пьет, он принимает объект внутрь себя и начинает его
ассимилировать. Пережевывание же - это процесс подготовки к ассимиляции
организмом.
Не будем, однако, столь физиологичны, обратимся к более романтичному вопросу.
Как человек воспринимает процесс еды? Чисто психологически разные люди
относятся к нему совершенно по-разному. Для одних еда - не более чем инструмент,
средство для поддержания организма в энергичном состоянии, и для них процесс
еды не более романтичен и эмоционально окрашен, чем заправка автомобиля
бензином, даже, может быть, гораздо менее романтичен, если говорить об
автолюбителях. Таким образом, янский взгляд на еду - это ее представление как
целенаправленного процесса с совершенно определенной целью насыщения,
определенными средствами кулинарной подготовки, пережевыванием, перевариванием
и т.д.
Иньская точка зрения на еду заключается в том, что это процесс, ритуал,
который захватывает человека целиком. Это ритуал, который начинается с началом
приготовления пищи или даже раньше и не заканчивается практически никогда,
потому что, когда пища съедена, начинается приготовление следующей. С иньской
точки зрения, еда - это особая церемония, в которой человек проходит
определенные фазы: он готовит пищу, он ставит ее на стол, он сам садится за
стол или приглашает своих друзей, он входит в интимный контакт с блюдами, когда
они еще лежат на тарелках, он их осматривает, обнюхивает, объединяется с ними
сначала визуально, потом превращает их из групповой собственности в личную,
перекладывая их к себе на тарелку, потом еще более их интериоризует, соединяясь
с ними в экстатическом порыве поглощения, и, наконец, пища ложится к нему в
желудок, и он начинает переживать процесс ее переваривания и постепенно
приходящей сытости и утоления жажды. При этом, находясь в иньской модальности,
человек совершенно не воспринимает происходящее как целенаправленный процесс,
требующий его усилий, он воспринимает еду как некоторую часть жизни, которая
имеет естественное течение и к которой он лучше ли, хуже ли должен
|
|